Рулевого управление и тормозная система БТР». Рулевого управление и тормозная система БТР» Устройство и работа тормозной системы бтр 80

Работы, выполняемые при техническом обслуживании трансмиссии:

При ТО -1

Масло должно покрывать указатель до отметки В (рис.3.43). Если уровень масла окажется нижеуказанной отметки, то долить масло через заправочную горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи.

Проверка уровня масла в картере раздаточной коробки

Для проверки уровня масла:

– поднять левое многоместное сиденье и закрепить его ремнем;

– вывернуть указатель уровня масла и протереть его ветошью;

Вставить указатель до упора в картер и замерить уровень масла по рискам предельных уровней на стержне указателя (рис.3.44). При необходимости дозаправки масла в картер раздаточной коробки снять крышку сапуна и залить масло до уровня верхней риски на стержне указателя уровня масла.

Проверка уровня масла в мостах

Уровень масла в первом, втором и третьем мостах проверять Г-образным ключом квадратного сечения, на котором нанесены риски предельных уровней масла (рис. 3.45).

Уровень масла в четвертом мосту проверять тем же Г-образным ключом через отверстие в картере моста, заглушаемое конической пробкой и расположенное около фланца картера моста.


Рис. 3.45 Проверка уровня Рис. 3.46. Проверка уровня

масла в 1-м, во 2-м и в 3-м мостах масла в 4-м мосту

Проверка уровня масла в колесных редукторах

При ТО -2

Замена масла в коробке передач

Для замены масла:

– вывернуть пробку 5 , расположенную в днище корпуса машины под пробками сливных отверстий картера коробки передач (рис.3.48), и подставить емкость для сливаемого масла;

– отвернуть сначала пробку, а затем магнитную пробку и слить масло в подставленную емкость;

– очистить магнитную пробку от грязи и металлических частиц;

– завернуть пробки в сливные отверстия картера КП и пробку 5 в днище корпуса машины;

– залить свежее масло до метки В указателя уровня (рис.3.49) и завернуть пробку заправочной горловины.

Рис. 3.48 Рис. 3.49

Замена масла в раздаточной коробке

Для замены масла:

– вывернуть три пробки 4 в днище машины под сливными отверстиями картера (рис.3.50) РК и поставить емкости для сливаемого масла;

– отвернуть пробки под правым и левым приливами и магнитную пробку в центральной части нижней половины картера РК и слить масло.

– очистить и промыть магнитную пробку;

– завернуть все пробки в картере раздаточной коробки и в днище.

– поднять многоместные сиденья и закрепить их ремнями;

– снять крышку сапуна с маслоналивного патрубка;

– залить масло до уровня верхней риски указателя уровня масла;

Рис. 3.50 Раздаточная коробка

Замена масла в мостах

– поставить крышку сапуна и завернуть указатель уровня масла.

Во избежание завертывания указателя не по резьбе необходимо сначала завернуть его на 2–3 нитки вручную, после чего затянуть ключом.

Для замены масла в мостах:

– открыть заглушки в полу над пробками заправочных отверстий первого, второго и третьего мостов, очистить пробки от пыли и грязи и вывернуть их поочередно;

– очистить и вывернуть пробки 17,2,14,8 (рис. 3.51) в днище под сливными отверстиями всех мостов;

– вывернуть поочередно пробки сливных отверстий из картеров мостов, предварительно поставив под них емкость, и слить масло;

– завернуть пробки сливных отверстий, а зятем и пробки в днище корпуса;

– залить масло через заправочные отверстия картеров первого, второго и третьего мостов до верхней риски ключа, а в четвертый мост – через отверстие, заглушаемое конической пробкой, до верхней риски того же ключа;

– завернуть пробки заправочных отверстий первого, второго и третьего мостов, закрыть отверстия в полах заглушками и завернуть пробку заправочного отверстия четвертого моста.

Рис. 3.51 Рис. 3.52

Смазка подшипника муфты выключения сцепления

Контрольные вопросы

1. Состав силовой передачи БМП-2.

2. Назначение, техническая характеристика, общее устройство главного фрикциона и его привода.

3. Назначение, техническая характеристика, общее устройство коробки передач БМП-2 и её привода.

4. Назначение, техническая характеристика, общее устройство планетарных механизмов поворота (ПМП) БМП-2 и приводов управления ПМП.

5. Три свойства планетарного ряда.

6. Назначение, техническая характеристика, общее устройство остановочных тормозов и стояночногоьтормоза БМП-2.

7. Назначение, техническая характеристика, общее устройство системы смазки и гидроуправления силовой передачи БМП-2.

8. Назначение, техническая характеристика, общее устройство бортовой передачи БМП-2.

9. Состав трансмиссии БТР-80.

10. Назначение, техническая характеристика, общее устройство сцепления БТР-80.

11. Назначение, техническая характеристика, общее устройство коробки передач БТР-80.

12. Назначение, техническая характеристика, общее устройство раздаточной коробки БТР-80.

13. Назначение, техническая характеристика, общее устройство ведущих мостов БТР-80.

14. Назначение, техническая характеристика, общее устройство колесных редукторов БТР-80

Гидрораспределительный аппарат (рис. 4.47) предназначен для подвода жидкости под давлением к магистрали гидроусилителя руля, к гидроцилиндрам приводов волноотражательного щитка, включе­ния водометного движителя, заслонки водометного движителя, клапанов водоотливной системы и отвода от них жидкости на слив.

Гидрораспределительиый аппарат относится к типу аппаратов гидравлических систем и представляет собой тринадцатилинейный десятипозиционный распределитель.

Управление аппаратом осуществляется рукояткой 7 (рис. 4.47). При отпущенной рукоятке золотник 26 удерживается пружиной 24 в выдвинутом положении, поэтому напор жидкости от штуцера 11 передается к штуцеру 13,

Предупреждение. При оттягивании рукоятки на себя отключается подача жидкости в гидроусилитель, что значительно увеличивает усилие, необходимое для поворота и удержания рулевого колеса.

Рис. 4.47. Гидрораспределительный аппарат:

1 -распределительная пробка; 2 - стрелка-указатель рукоятки; 3 -толкатель; 4 - эксцентрик; 5 -чехол рукоятки; 6 - сигнальная лампа; 7 -рукоятка; 8 -штуцер закрытия заднего клапана откачки; 9 -чехол; 10 -штуцер слива; 11 -штуцер напора; 12 -штуцер открытия заднего клапана откачки; 13 -штуцер гидроусилителя руля; 14 -разъем жгута проводов; 15 -штуцер закрытия заслонки; 16 -штуцер открытия заслонки; 17 -штуцер выключения водометного движителя; 18 -штуцер включения водометного движителя; 19 -штуцер поднятия волно-стражателыюго щитка; 20 -штуцер опускания щитка; 21 -штуцер открытия переднего клапана откачки; 22 -штуцер закрытия переднего клапана откачки; 23 -кронштейн; 24 -пружина золотника; 25 -крышка золотника; 26 -золотник; 27 -корпус золотника; 28 -заглушка; 29 -корпус пробки; 30 -регулировочный болт; 31 -контргайка; 32 -панель; 33 -крышка пробки. А -размер между торцом толкателя и осью крепления эксцентрика рукоятки

Для того чтобы подать жидкость к гидроцилиндру какого-либо гидропривода, например к гидроцилиндру переднего клапана откачки водоотливной системы для закрытия клапана, необходимо рукоятку 7 повернуть до установки стрелки 2 в зоне таблички КЛАПАН ПЕРЕДН. напротив надписи ЗАКР. При этом напорное отверстие в распределительной пробке 1 установится напротив штуцера 22. После этого рукоятку 7 необходимо оттянуть на себя до упора, чтобы стрелка 2 вошла в углубление панели 32. При этом эксцентрик 4, закрепленный на рукоятке, нажмет на толкатель 3, который переместит золотник 26 в нижнее положение, сжимая пружину 24. Магистраль к гидроусилителю руля окажется перекрытой золотником, и поток жидкости пойдет по каналу к напорному отверстию распределительной пробки 1 и далее к гидроцилиндру переднего клапана откачки. При опускании рукоятки 7 пружина 24 возвратит золотник 26 итолкатель 3 в верхнее положе­ние. Поток жидкости от штуцера 11 пойдет к штуцеру 13, т. е. в магистраль гидроусилителя руля.

На панели 32 установлены сигнальные лампы, сообщающие об открытии заслонки и включении водометного движителя.

Трубки каждой гидролинии от гидрораспределительного аппарата до гидроцилиндра привода в местах подсоединений окрашены в один цвет.

Гидроцилиндры

Гидроцилиндры (рис.4.48) приводов управления водометным движителем, заслонкой водомета, волноотражательным щитком и клапанами водоотливной системы имеют одинаковую конструкцию и отличаются длиной цилиндров и ходом штоков.

При подводе жидкости под давлением к нижнему штуцеру цилиндра поршень 5 (рис. 4.48) со штоком 7 переместится и дойдет до упорного кольца 8, шарики 6 отожмут поршень с пружиной 4, пройдут через упорное кольцо и будут зафиксированы между упорным кольцом и штоком. Шток цилиндра встанет на шариковый замок. При подводе жидкости к верхнему штуцеру жидкость отожмет поршень и сожмет пружину 4, давая шарикам возможность пройти через упорное кольцо. Шток вдвинется в корпус до упора в крышку 3.

Гидрозамки

При отсутствии давления в магистралях А (рис. 4.49), Б, В и Г шарик 10 клапана, прижимаемый пружиной 9 к седлу 5, «запирает» жидкость в магистрали В, т. е. не допускает перетекание жидкости из магистрали В в магистраль Г. А-Б под давлением, создающим на поршень 2 усилие, превышающее силу пружины 4, поршень 2 переместится и, нажав через шток 3 на клапан 10, откроет отверстие в седле 5, соединив магистраль В с магистралью Г.

При подводе жидкости по магистрали Г под давлением она, проходя через отверстие а седла 5, отожмет шарик 10 и откроет отверстие в седле, соединив магистрали Г и В.

Уход за гидросистемой

Проверить уровень жидкости в бачке гидросистемы и при необходимости долить при работающем на холостом ходу двигателе (ЕТО, ТО-1, ТО-2)

Проверку уровня масла в бачке гидронасоса выполнять при за­крытой заслонке водомета и опущенном волноотражательном щитке, при закрытых клапанах откачки воды из корпуса и выключенном водомете. При разогретом двигателе уровень масла в бачке должен быть между метками на указателе уровня масла.

Масло заливать в бачок необходимо при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода через воронку с сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка гидронасоса. При применении загрязненного масла быстро изнашиваются детали гидронасоса и гидроусилителя.

Фильтр гидронасоса промывать в бензине, для чего:

Отсоединить резиновый рукав от трубопровода высокого дав­ления и слить масло из гидронасоса в подставленную емкость;

Снять крышку 9 (рис. 4.45) бачка, отвернув болт 4;

Вывернуть из коллектора 12 трубку 6 вместе с фильтром 8;

Удалить из бачка 11 гидронасоса остаток загрязненного мас­ла, не допуская попадания в него волокон используемого обтироч­ного материала;

Очистить и промыть снятые детали, после чего поставить их на место и завернуть фильтр в коллектор;

Промыть насос, залив в бачок 0,5 л чистого масла, и, слив его в подставленную емкость через трубопровод высокого давления

насоса, присоединить резиновый рукав и убрать емкость со сли­тым маслом;

Залить в бачок масло, пустить двигатель и прогреть масло в системе; при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода долить масло в бачок до нормы.

Прокачка гидравлического усилителя рулевого привода. После работ, связанных с устранением негерметичности системы, или после работ, приведших к нарушению герметичности системы, необходимо удалить из системы воздух путем ее прокачки. Для этого открыть пробку бачка и долить масло до нормы, пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения холостого хода, подливая масло в бачок, не допуская попадания воздуха в насос, поворачивать рулевое колесо до упора до тех пор, пока не прекратится процесс вспенивания и убывания масла в бачке.

Если процесс вспенивания масла при прокачке затягивается, то это свидетельствует о попадании в гидросистему воздуха либо через насос при несвоевременной доливке масла, либо через неплотность в месте крепления бачка к насосу, которую необходимо устранить, подтянув болты крепления коллектора и бачка.

Если уровень масла в бачке заметно уменьшился, то это свиде­тельствует о том, что в гидросистеме имеется течь, которую необходимо устранить.

При полностью заполненной гидросистеме при прогретом двигателе уровень масла в бачке гидронасоса должен находиться между метками указателя.

Замену рабочей жидкости в гидросистеме выполнять последова­тельной прокачкой гидроусилителя руля и гидроприводов волно-отражателя, заслонки водомета, клапанов откачки и включения водомета (при прогретом двигателе) со сливом отработавшей жидкости в подставленную емкость и непрерывной доливкой свежей жидкости в бачок, не допуская подсоса воздуха насосом.

Для замены:

Приготовить 10-12 л свежей рабочей жидкости и емкость для слива масла;

Отсоединить верхний конец шланга от трубки бачка и слить из него отработавшую рабочую жидкость в подставленную емкость;

Заглушить свободный конец трубки бачка, а шланг направить в емкость для слива жидкости;

Открыть пробку бачка и залить в него свежую рабочую жидкость;

Пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения холостого хода, подливая свежую рабочую жидкость в бачок, прокачать гидроусилитель двукратным поворотом рулевого колеса вправо и влево до упора. При этом отработавшая жидкость будет вытекать в подставленную емкость.

Прокачку гидроусилителя руля выполнять до израсходования примерно 6-7 л свежей рабочей жидкости.

Для этого необходимо:

Перевести рукоятку гидрораспределительного аппарата в зону таблички ЩИТОК в положение ПОДН;

Оттянуть на себя рукоятку гидрораспределительного аппарата и удерживать ее в этом положении до поднятия щитка, после чего опустить рукоятку;

Перевести рукоятку гидрораспределительного аппарата в зону таблички ЩИТОК в положение ОПУЩ;

Оттянуть на себя рукоятку и удерживать ее в этом положении до опускания щитка, после чего опустить рукоятку.

При поднятии и опускании щитка отработавшая жидкость бу­дет вытекать в подставленную емкость, а в бачок необходимо до­ливать свежую рабочую жидкость, не допуская подсоса воздуха насосом.

Аналогичным способом выполнить замену рабочей жидкости в гидроприводах заслонки водомета, клапанов откачки воды из кор­пуса машины и включения водомета.

После окончания замены рабочей жидкости во всех гидропри­водах необходимо снять заглушку с трубки бачка гидронасоса, слить жидкость из бачка в чистую емкость, подсоединить к трубке шланг и залить эту жидкость обратно в бачок и провести прокачку гидроусилителя рулевого привода.

Тормозные системы БТР-80

Тормозные системы предназначены для уменьшения скорости движения и для полной остановки машины, а также для удержания машины от скатывания. На машине имеются рабочая тормозная система (рис. 4.50), действующая на все восемь колес, стояночная тормозная система, действующая на трансмиссию, и противоскатное устройство, стопорящее трансмиссию и предотвращающее скатывание машины, остановленной на подъеме.

Рабочая тормозная система

Рис. 4.50. Схема рабочей тормозной системы:

1 -главные цилиндры с пневмоусилителями; 2 -колесный тормозной механизм; 3 -педаль; 4 -тормозной кран; 5 -клапан отграничения падения воздуха; 6 -воздушный баллон; 7 -лампа стоп-сигнала; 8 -контрольная лампа сигнализатора; 9 -урав­нитель гидравлического привода; 10 -манометр давления в баллоне; 11 -гидравлические включатели стоп-сигнала; А -трубопровод выпуска воздуха в атмосферу; Б -трубопровод к воздушному редуктору

Тормозные механизмы

Тормозные механизмы 2 (рис. 4.50) двухколодочные, закрытого типа, установлены на цапфах колесных редукторов. Детали тормоза смонтированы на кронштейне 7 (рис. 4.51).

Тормозные колодки 6 и 12 прижимаются пружинами 1 и 5 к опорному пальцу 3. Нижние концы колодок пружиной прижимаются к регулировочному механизму, состоящему из корпуса 11, в который ввернут регулировочный винт 8 со звездочкой и опорной втулкой 10. К опорному пальцу 3 крепится колесный цилиндр.

Рис. 4.51. Тормозной механизм правого колеса:

1 , 5 и 9 -стяжные пружины; 2 -поршни цилиндра; 3 -опорный палец; 4 - колесный цилиндр; 6 -задняя колодка; 7 - кронштейн; 8 -регулировочный винт; 10 -опорная втулка; 11 -корпус регулировочного механизма; 12 -передняя колодка; 13 -толкатели

Поршни колесного цилиндра толкателями 13 соединены с колодками. Уплотнение каждого поршня осуществляется двумя кольцами.

Все восемь тормозных механизмов собраны из одинаковых деталей. Тормозные механизмы правых колес отличаются от тормозных механизмов левых колес расположением тормозных колодок.

Задние колодки 6 тормозных механизмов имеют накладки большей длины. Поэтому без изменения положения колодок нельзя переставлять тормозные механизмы с колес одной стороны машины на колеса другой стороны.

На рис. 4.51 показан тормозной механизм правого колеса.

При торможении под действием давления жидкости поршни 2 раздвигаются в сторону колодок. Толкатели 13, действуя на колодки 6 и 12, прижимают их к тормозному барабану и тормозят его вращение.

Для контроля за состоянием тормозного механизма, его регулировки и прокачки гидравлического тормозного привода в крышке имеется лючок, закрываемый крышкой с резиновой прокладкой.

1.Привод управления поворотом и остановочными тормозами БМП, рулевое управление и тормозная система БТР.

Привод управления поворотом БМП предназначен для осуществления поворота машины.

Привод управления остановочными тормозами БМП предназначен для торможения машины.

Привод стояночного тормоза БМП предназначен для торможения машины при стоянке на горизонтальном участке, на спусках и подъемах и подтормаживания машины при ее буксировке на суше.

Рулевое управление БТР предназначено для обеспечения движения машины по заданному направлению.

Управление машиной при движении на суше осуществляется поворотом колес двух передних мостов, а на плаву - одновременным поворотом колес, водяных рулей и заслонок рулевого агрегата.

Тормозные системы БТР предназначены для уменьшения скорости движения и для полной остановки машины, а также для удержания машины от скатывания. На машине имеются рабочая тормозная система, действующая на все восемь колес, стояночная тормозная система, действующая на трансмиссию, и противоскатное устройство, стопорящее трансмиссию и предотвращающее скатывание машины, остановленной на подъеме.

2. Техническая характеристика, устройство и работа привода управления поворотом БМП.

Привод управления планетарными механизмами поворота

К приводам управления ПМП относятся:

Привод управления поворотом машины;

Привод включения замедленной передачи.

Привод управления поворотом машины (см.рис.) предназначен для осуществления поворота машины с различными радиусами.

Привод управления поворотом включает:

Валик с рычагами;

Соединительные тяги;

Золотники поворота.

Руль выполнен в виде двух горизонтальных рычагов и закреплен на шлицах валика. В средней части руля установлена кнопка звукового сигнала.

Валик установлен во втулках в трубе рулевой колонки. В средней части на валике закреплен упор, а к трубе колонки приварена планка, в которую ввернуты регулируемые болты-ограничители. Упор и планка ограничивают угол поворота руля (исключают удары золотников о корпус золотниковой коробки). На валике установлены два рычага , которые своими ступицами надеты на валик и относительно его могут поворачиваться. В ступицах выполнены продольные пазы, а в валик запрессованы два штифта, которые входят в пазы. При повороте руля один из штифтов упирается в край паза ступицы и поворачивает рычаг вместе с валиком. Второй штифт в это время скользит по пазу ступицы другого рычага и на рычаг не воздействует.



Рис. Привод управления поворотом:

1 - золотниковая коробка; 2 - тяга привода левого ПМП; 3 - тяга включения замед­ленной передачи; 4 - рычаг золотника поворота левого ПМП; 5 - возвратная пружи­на рычага; 6 - трубопровод подвода масла к бустеру правого остановочного тормоза; 7 - трубопровод подвода масла к бустеру левого остановочного тормоза; 8 - возврат­ная пружина; 9 - рычаг привода золотника остановочных тормозов; 10 - рычаг зо­лотника поворота правого ПМП; 11 - тяга привода управления правым ПМП; 12 - тяга включения замедленной передачи; 13 - перегородка силового отделения; 14 - кронштейн крепления колонки управления; 15 - защитный чехол; 16 - вилка тяги включения замедленной передачи; 17 - рычаг переключения передач; 18 - руль (штурвал); 19 - рычаг включения замедленной передачи; 20 - подвижный упор вала руля; 21 - болт-ограничитель поворота руля влево; 22 - болт-ограничитель по­ворота руля вправо; 23 - рычаг управления правым ПМП; 24 - рычаг управления левым ПМП; 25 - валик руля; 26 - валик рычага замедленной передачи; 27 - рычаги.

Золотники поворота служат для соединения гидроцилиндров БФ и ДТ ПМП с напорной и сливной магистралями системы гидроуправления. Установлены в горизонтальных сверлениях золотниковой коробки (нижние золотники). Золотников поворота два:

Золотник поворота левого ПМП;

Золотник поворота правого ПМП.

Золотник представляет собой цилиндрический стержень с проточками, который шарнирно соединен с рычагом золотника. На рычаге имеется два шаровых пальца для подсоединения тяг. Поворот рычага приводит к перемещению золотника. В исходное положение золотник возвращается под действием возвратной пружины.

Соединительные тяги соединяют рычаги валика с рычагами золотников.

Работа привода

При повороте руля поворачивается валик, и один из рычагов через соединительную тягу перемещает золотник. Золотник, перемещаясь, открывает в определенной последовательности каналы подвода масла в гидроцилиндры одного из ПМП (или каналы слива), обеспечивая работу ПМП в одном из режимов. Происходит поворот машины. Радиус поворота зависит от угла поворота руля.



Привод включения замедленной передачи (см.рис.) предназначен для кратковременного увеличения тягового усилия на ведущих колесах без переключения передач (выключение БФ, включение ДТ в обоих ПМП).

Привод включения замедленной передачи включает:

Рычаг включения;

Валик с рычагами;

Соединительные тяги;

Золотники поворота.

Рычаг включения установлен слева от рулевой колонки. Рычаг перемещается в вертикальной прорези гребенки. Для фиксации рычага в нижнем положении (при включенной замедленной передаче) прорезь имеет горизонтальный выступ. Рычаг шарнирно соединен с валиком. Такое соединение позволяет валику поворачиваться при вертикальном перемещении рычага в прорези гребенки. Валик установлен на рулевой колонке во втулках. К валику приварены два рычага. Рычаги соединительными тягами шарнирно соединены с рычагами золотников поворота (с наружными шаровыми пальцами рычагов). Золотники поворота рассмотрены в приводе управления поворотом.

Работа привода

Для включения замедленной передачи рычаг включения необходимо перевести вниз и зафиксировать в горизонтальной прорези гребенки. При этом поворачивается валик с рычагами, которые через соединительные тяги и рычаги золотников перемещают одновременно оба золотника поворота в золотниковой коробке.

Золотники перемещаются в положение, при котором открывается проход маслу в гидроцилиндры БФ и ДТ (выключение БФ и включение ДТ) обоих ПМП. Оба ПМП работают в режиме, дающем увеличение передаточного числа в 1,44 раза, соответственно и момент на ведущих колесах увеличивается в 1,44 раза, но скорость движения машины снижается.

Назначение и характеристика сцепления БТР-80.

Сцепление обеспечивает передачу крутящего момента двигателя к агрегатам трансмиссии при движении машины и предохраняет детали трансмиссии от поломок при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя или при внезапном изменении скорости движения машины.

Сцепление предназначено для кратковременного отключения двигателя от трансмиссии, а также для их плавного соединения.

Характеристика:

тип - фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением нажимных пружин;

передаваемый момент - 785 Н.м (80 кгс)

число трущихся поверхностей - 4

диаметр трущихся накладок, мм: наружный - 350, внутренний - 200

толщина ведомого диска с накладками, мм - 11

толщина накладки, мм - 4,5

количество нажимных пружин - 24 (12 + 12)

Усилие пружин: при включенном сцеплении, Н (кгс) - 12900-15000 (1315 - 1530)

при выключенном сцеплении, Н (кгс) - 13780-15890 (1405-1620)

количество оттяжных рычагов нажимного диска - 4

передаточное число оттяжных рычагов - 4,85

гаситель крутильных колебаний - пружинно-фрикционного типа

привод сцепления - гидравлический, с пружинным усилителем

Рис. 2. Сцепление:

1 – ведомый диск; 2 – передний диск; 3 – установочная втулка; 4 – нажимной диск; 5 – вилка оттяжного рычага; 6 – оттяжной рычаг; 7 – пружина упорного кольца; 8 – шланг смазки муфты; 9 – петля пружины; 10 – упорный подшипник; 11 – оттяжная пружина; 12 – муфта выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо; 15 – валик вилки; 16 и 23 нажимные пружины; 17 – кожух; 18 – теплоизолирующая шайба; 19 – болт крепления кожуха; 20 картер; 21 – маховик; 22 –фрикционная накладка; 24 – первичный вал коробки передач; 25 – диск демпфера сцепления; 26 – пружина демпфера сцепления; 27 – кольцо демпфера сцепления;28 – рычажный механизм

Сцепление состоит из четырех групп деталей:

1. Ведущие детали (связаны с коленчатым валом двигателя):

кожух сцепления;

средний ведущий диск с рычажным механизмом;

нажимной диск.

Нажимной и средний диски на наружной поверхности имеют по четыре шипа, которые входят в специальные пазы на маховике и служат для передачи крутящего момента от двигателя к ведомым частям сцепления. На среднем ведущем диске, в центральной части каждого из четырех шипов установлено рычажное устройство (рычаг, ось, втулка и пружина), предназначенное для автоматической установки диска в среднее положение при выключенном сцеплении.

Кожух сцепления крепится к маховику при помощи болтов с пружинными шайбами.

2. Ведомые детали (связаны с первичным валом коробки передач):

два ведомых диска в сборе.

Каждый ведомый диск состоит из:

стального разрезного диска с фрикционными накладками;

гасителя крутильных колебаний (демпфера).

Фрикционные накладки к стальному диску крепятся при помощи заклепок. Разрезы на диске предохраняют от его коробления при нагреве. Кроме этого на диске выполнены восемь окон прямоугольной формы.

Гаситель крутильных колебаний состоит из:

двух дисков и двух колец;

восьми пружин;

шестнадцати опорных пластин;

двух защитных дисков.

Диски демпфера к ступице крепятся при помощи заклепок.

Ступица демпфера имеет отверстие со шлицевыми канавками, посредством которого она соединяется с первичным валом коробки передач.

Восемь окон дисков демпфера имеют прямоугольную форму, аналогичную окнам стального разрезного диска. В каждом окне устанавливается пружина с двумя опорными шайбами. Окна стального разрезного диска и дисков демпфера совмещены. Таким образом, стальной разрезной диск с фрикционными накладками и ступица демпфера жесткой связи между собой не имеют. За счет деформации пружин эти два элемента могут проворачиваться относительно друг друга на некоторый угол. Крутильные колебания гасятся за счет трения между дисками и кольцами демпфера, а также за счет деформации пружин.

3. Нажимное устройство:

24 цилиндрических пружин (12 малого и 12 большого диаметров);

12 теплоизолирующих шайб;

12 центрирующих колец.

Пружины большего и меньшего диаметров размещены по окружности попарно между кожухом сцепления и нажимным диском. Для уменьшения влияния температуры на характеристики пружин под них устанавливаются теплоизолирующие шайбы.

4. Механизм выключения сцепления:

четыре оттяжных рычага;

четыре пружины;

четыре вилки крепления рычагов с регулировочными шайбами;

упорное кольцо;

муфта выключения сцепления с упорным шарикоподшипником и оттяжной пружиной;

вилка выключения сцепления.

Оттяжные рычаги закреплены на нажимном диске при помощи четырех пальцах на игольчатых подшипниках и кожухе – при помощи четырех вилок.

Упорное кольцо крепится в подвешенном состоянии на четырех пружинах и находится в постоянном контакте с нижними концами оттяжных рычагов.

Муфта выключения сцепления располагается на цилиндрическом кожухе крышки подшипников первичного вала коробки передач и поджимается к вилке выключения сцепления оттяжной пружиной 11. Для повышения надежности работы муфты и упорного шарикоподшипника выполнен индивидуальный подвод смазки посредством шланга 8.

Вилка выключения сцепления закреплена на валике 15, который крепится на подшипниках скольжения в картере сцепления.

Привод сцепления предназначен для управления его работой.

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 - 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 - 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 - 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В начале 1980-х годов после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-80, разработанный в КБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина и Е.М.Мурашкина. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод. Первый серийный БТР-80 покинул заводские цеха 24 февраля 1984 года.

БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант своего предшественника - бронетранспортера БТР-70. Компоновка машины, конструкция корпуса, вооружение, ходовая часть - серьезных изменений не претерпели. Практически прежними остались и габариты машины. Кстати, при их оценке необходима корректность сравнения. Так, в некоторых справочниках высота БТР-70 указывается 2235 мм, а БТР-80 - 2460 мм. В первом случае - это высота машины при полной массе по крыше башни, во втором - высота пустой машины по прибору ТНПТ-1. Высота же бронетранспортеров при полной массе по указанному прибору наблюдения, - соответственно, 2320 и 2350 мм. К заметным внешним отличиям БТР-80 можно отнести двухстворчатые двери для посадки и высадки десанта в бортах корпуса и семь лючков с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия в лобовом и бортовых его листах. По-иному расположены и люки над десантным отделением, в крышках которых имеются лючки для стрельбы из автоматов по высоко расположенным целям.


Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В БПУ-1 установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патронов в лентах в 10 коробках, а ПКТ - из 2000 патронов в лентах в 8 коробках. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Слева от прицела в стенке башенной пулеметной установки размещен прибор наблюдения ТНП-205, а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок ЗД6 системы 902В «Туча» для запуска 81-мм дымовых гранат. Масса БПУ-1 в снаряженном состоянии составляет 540 кг.

Наиболее важные и принципиальные изменения в конструкции БТР-80 остались незаметны глазу. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин, рабочим объемом 10 850 см 3 .



1 - волноотражательный щиток; 2,11 и 12 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 3 - смотровые люки командира и механика-водителя; 4 - крышки смотровых люков; 5 - гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6 - гнезда прибора наблюдения ТНПО-115; 7 - люк башенной установки; 8 и 9 - поручни; 10 - амбразура для стрельбы из пулемета; 13 - верхняя створка двери бокового люка; 14 - крышка люка фильтра ФВУ; 15 и 20 - буксирные крюки; 16 и 18 - подножки; 17 - нижняя створка двери бокового люка; 19 - ограждение фары; 21 - крышка люка выдачи троса лебедки; 22 - передние буфера



1 - гнездо заднего фонаря; 2 - защитные щитки воздухоотвода; 3 - люк башенной установки; 4 - амбразура для стрельбы из пулемета: 5 и 6 - поручни; 7,9 и 11 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 8 и 14 - подножки; 10 - верхняя створка двери бокового люка; 12 - нижняя створка двери бокового люка; 13 - крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 - выходной канал заднего хода на плаву; 16 - штырь буксирного приспособления; 17 - заслонка водометного движителя: 18 - козырек отводящего патрубка водооткачивающего электронасоса; 19 - крышка заправочной горловины топливного бака; 20 - задний буфер



Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2, 3, 4-й и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см 2 .



1 - хомут консоли; 2 - консоль; 3 - крышка входного окна; 4 - прицел; 5 - оттяжная пружина механизма перезаряжания КПВТ; 6 - прибор наблюдения ТНПТ-1; 7 - ролик; 8 - трос; 9 - пусковая установка системы 902В; 10 - кронштейн стопора люльки по-походному; 11 - пружина; 12 - стопор люльки; 13 - гильзозвеньесборник; 14 - буфер рукоятки; 15 - рукоятка механизма перезаряжания КПВТ; 16 - звеньесборник; 17 - пробка уплотнителя маски; 18 - уравновешивающий механизм; 19 - механизм поворота; 20 - пламегаситель; 21 - планка стопора люльки









КО-командир отделения; МВ - механик- водитель: СН- стрелок-наводчик БПУ-1; СП - стрелки-пулеметчики с пулеметами ПК; СА - стрелки-автоматчики с автоматами АКМС (АКС-74); СГ - стрелок- гранатометчик; ПГ - стрелок-помощник гранатометчика; АА - амбразуры для стрельбы из автомата АКМС (ЛКС-74); АП - амбразуры для стрельбы из пулемета ПК

Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному - у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.

Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425 мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об/мин) - 12 ч.

После пожара на заводе двигателей КамАЗа в апреле 1993 года была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., что почти не сказалось на подвижности машины.

На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на Р-163-50У и Р-174.

В 1994 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ под руководством А.Масягина. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патронов. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения, что уменьшает его загазованность при стрельбе. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т.

Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Правда, в связи с отсутствием фотографий этой боевой машины, трудно сказать, производится ли она серийно.

С 1990 года в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК».















В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-ЗА, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».

Что касается других модификаций БТР-80, то в первую очередь стоит упомянуть командирский бронетранспортер БТР-80К, предназначенный для командира мотострелкового батальона. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.





Заслуживает упоминания бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) «Симфония». Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

Кроме того, на шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП «Кушетка-Б», станция спутниковой связи и звуковещательная станция.

Бронетранспортеры БТР-80 начали поступать на вооружение мотострелковых частей Советской Армии, морской пехоты ВМФ, пограничных и внутренних войск в середине 1980-х годов. Впервые на военном параде в Москве они были показаны 7 ноября 1987 года.





БТР-80 применялись советскими войсками в Афганистане, использовались практически во всех «горячих» точках на территории и СНГ. Бронетранспортеры БТР-80 различных модификаций используются Российской Армией в Чечне и Таджикистане. Они состояли на вооружении российских контингентов сил ООН в Боснии и Косове.

БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245), Турции (100), Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш (78) и Сьерра-Леоне. По непроверенным данным, 60 машин поставлено в Алжир и 10 - в КНДР.

Шаги по модернизации БТР-80 предпринимаются и за рубежом. В частности, на Украине серийно выпускается (или переделывается из БТР-80) бронетранспортер БТР-94, вооруженный двумя 23-мм пушками (по другим данным, - 14,5-мм пулеметами КПВТ) в оригинальной башенной установке. В вооруженные силы Украины поступило 90 таких машин, еще 50 в 2003 году было продано Иордании. Правда, недавно Иордания передала все эти БТРы Ираку, возможно, по причине их низкого качества, о котором сообщалось в печати.

Более удачной конструкцией оказался бронетранспортер Guardian - версия БТР-80, оснащенная дизельным двигателем Deutz BF6M1015 мощностью 326 л.с. и автоматической трансмиссией Allison MD3066.









На машине размещен боевой модуль «Шквал» с 30-мм автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя» и двумя ПТУР. На вооружение морской пехоты Объединенных Арабских Эмиратов поступило 90 таких машин.

БТР-80 - последний серийный вариант обширного семейства отечественных бронетранспортеров. С сожалением нужно признать, что за прошедшие с момента создания БТР-60 годы в его конструкции мало что изменилось. Спустя 40 с лишним лет на вооружение Российской Армии поступает машина, мало чем отличающаяся от БТР-60ПБ. Кардинальные изменения затронули только моторно-трансмиссионный блок, все остальное модернизировано, конечно, но, по большому счету, осталось прежним. Машина, безусловно, надежная, маневренная, с отличной проходимостью, к тому же плавающая.

А вот то, что больше всего, по мнению автора, нуждалось в пересмотре - компоновка, - так и осталось без изменений. У так называемого «активного размещения десанта», конечно, много достоинств, но такая компоновка больше подходит для боевой машины пехоты, имеющей несколько иной круг задач.





Как это следует из договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), подписанного в Вене в 1990 году, термин «бронетранспортер» означает «боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную для транспортировки боевого пехотного отделения, которая, как правило, вооружена встроенным или штатно устанавливаемым оружием калибра менее 20 мм». Вот так - для транспортировки, а не для ведения боя не спешиваясь. Последнее относится уже к термину «боевая машина пехоты», которая «обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под прикрытием брони». Но именно желание обеспечить эту возможность ярко прослеживается в конструкции рассматриваемых советских бронетранспортеров, достигая апогея у БТР-80 с шаровыми установками для ведения огня из автоматов, вдобавок расположенными таким образом, чтобы огонь сосредотачивался в передней полусфере. Под категорию боевых машин пехоты при подписании ДОВСЕ БТР-80 не попал исключительно из-за своего вооружения, калибр которого был меньше 20 мм, а вот БТР-80А уже подпадает.