Как проверить литиевую батарейку. Как проверить емкость заряда батарейки мультиметром

Когда возникают проблемы с включением какого-нибудь мобильного устройства, будь то смартфон или пульт дистанционного управления, в первую очередь меняют его элемент питания - батарейку или аккумулятор. Но убедиться в работоспособности источника энергии можно, и не заменяя его. Для этого нужно просто знать, как проверить батарейку на соответствие своим характеристикам с помощью мультиметра, а после уже принять решение о её замене.

Батарейка и её параметры

Батарейка - это элемент питания с накопленной внутренней электроэнергией. Конструктивно она представляет собой ёмкость, в которой находится вещество (электролит), обеспечивающее движение носителей заряда от одного полюса изделия к другому, тем самым создавая электрический ток. Возможно это благодаря химическим процессам, проходящим с выделением энергии. Постепенно эти процессы замедляются, и батарейка теряет способность создавать ток, то есть «садится».

Элементы питания разделяются на следующие два основных типа:

Любая батарейка состоит из трёх элементов: двух электродов (анод и катод) и агрессивной среды - электролит. Последний является жидкостью, поэтому, чтобы он не вытекал из оболочки, добавляется полимерный загуститель. Анод выполняется в порошковом виде. При его реакции с электролитом он постепенно растворяется, в результате образуются свободные заряды, которые тут же поглощаются, и наступает равновесное состояние.

Если подключить источник питания к электрической цепи, в нём начинаются окислительно-восстановительные реакции. На аноде возникает избыток электронов, которые притягиваются катодом. Перераспределение зарядов приводит к появлению на электродах разности потенциалов.

Со временем изначальный состав анода и катода изменяется, а количество электролита уменьшается. При прохождении реакции возникают вещества, препятствующие движению зарядов. Всё это приводит к тому, что сила тока, отдаваемая батарейкой, уменьшается, а вместе с ней снижается и разность потенциалов.

Аккумуляторы по своей сути работают аналогично батарейкам. В них также при истощении анода электроны больше не образуются, а аккумулятор теряет силу тока и напряжение. Но из-за типа используемого материала анод имеет способность к восстановлению. Для этого через него пропускается электрический ток, приводящий к его обогащению и восполнению заряда.

Характеристики элементов питания

Все параметры батареек разделяются на два основных вида: электрические и физические. К первым относят типоразмер изделия и его геометрическую форму. Но как бы ни выглядела батарейка, конструктивно она всегда имеет два вывода: положительный и отрицательный. Обозначаются они на корпусе соответственно знаками « +" и «-".

К основным характеристикам батареек относится:

Методы измерения

При исследовании батареек чаще всего измеряются два параметра - ёмкость и напряжение. Для замеров характеристик могут использоваться как лабораторные стенды со специализированными электронными приборами, так и тестеры бытового уровня.

К специализированным приборам относятся тестеры, измеряющие только определённый параметр. Например, вольтметр или измеритель ёмкости. Такие устройства в основе своей работы используют микроконтроллеры и специальные анализаторы, а их работа полностью автоматизирована. При этом они могут быть как полностью законченными устройствами, так и приборами, предназначенными для подключения к персональному компьютеру.

И также существуют универсальные измерители, которые при подключении к ним элемента питания выводят результаты измерений сразу нескольких параметров. Но обычно они уступают по точности специализированной технике.

Кроме этого, для получения общих сведений о работоспособности источника питания можно использовать светодиоды или пьезодинамики. С помощью отрезков проводов на них подаётся напряжение с батарейки, и визуально или по звуку оценивается годность элемента. Но получить достоверные показатели без проверки тестером не удастся. При этом неважно, будет он цифрового или аналогового типа.

Использование мультиметра

Мультиметром называется прибор, предназначенный для измерения различных электрических параметров. По своему принципу работы тестеры могут быть цифровыми или аналоговыми. Независимо от этого, их важными характеристиками является точность и диапазон измерения. Чем эти характеристики выше, тем меньше будет погрешность полученного результата.

Перед тем как проверить тестером батарейку, необходимо его правильно настроить и убедиться в работоспособности его источника питания. При недостаточном напряжении, поступающем на схему измерителя, полученные показатели будут искажены.

Для того чтобы пользователь точно знал, когда следует заменить питающий элемент, в цифровом приборе предусмотрена индикация. Для этого встроенный анализатор следит за уровнем напряжения питающей его батарейки и в случае возникновения с ней проблем сигнализирует мигающим значком на экране прибора. А для аналогового тестера поводом для замены питающих элементов будет невозможность выставить стрелку прибора в нулевое положение.

Для получения правильного результата стоит не только использовать подготовленный прибор, но и проводить измерения при температуре, находящейся около 20 градусов по Цельсию. Это связано с тем, что параметры аккумулятора при изменении температуры изменяются, особенно это касается его нагрева.

Замер величины напряжения

Проверить уровень напряжения тестером совсем несложно. Для этого понадобится соединить красный штекер провода с гнездом прибора, обозначенного VΩ или просто V, а чёрный - с гнездом СОМ. А затем установить галетный переключатель в зону DCV на значение, превышающее номинальный уровень напряжения батарейки.

Следующим этапом будет соединение концов проводов с измеряемой батарейкой. Для этого красный щуп мультиметра присоединяется к её плюсовому выводу, а чёрный - к минусовому. После этого прибор включается, а на дисплее появляется число, обозначающее напряжение в вольтах.

Таким образом, можно проверить мультиметром как аккумулятор телефона , автомобиля или любого другого устройства, так и простую батарейку. Но при этом следует знать, если даже уровень напряжения будет в норме, то это совсем не значит, что источник питания окажется полностью работоспособным.

Проверка ёмкости

Напрямую проверить ёмкость батарейки мультиметром, несмотря на универсальность прибора, не получится, так как у него просто нет такой функции. Но измерить время разряда, а после высчитать ёмкость вполне возможно. Чтобы это сделать, понадобится выполнить ряд действий:

Когда стоит задача узнать именно ёмкость аккумулятора, измерения продолжают. Для этого используется правило, что ёмкость находится путём умножения, проходящего через сопротивление тока, на затраченное для этого время. Поэтому, кроме мультиметра, понадобится переменное сопротивление порядка 100 Ом, включённое в разрыв красного щупа.

Этот метод подходит для измерения предварительно полностью заряженного аккумулятора, но никак не простой батарейки. Ведь если проверять её ёмкость, то в конце измерения она просто потеряет свой ресурс.

Итак, когда схема собрана, понадобится коснуться щупами анода и катода аккумулятора и с помощью резистора установить ток разряда порядка 500 mA. После надо включить секундомер и контролировать напряжение на батарейки с помощью другого тестера. Как только оно опустится ниже 30% от номинального напряжения, секундомер останавливают. Затем, умножив полученное время в часах на ток, получают искомое значение ёмкости.

Нахождение сопротивления

Ещё одно измерение, позволяющее установить, в каком состоянии находится батарейка, заключается в нахождении её внутреннего сопротивления. Но кроме непосредственно самого измерителя, понадобится мощная лампочка на 12 вольт вроде той, что устанавливается в машинах.

Метод измерения заключается в выполнении следующей последовательности действий:

На основании полученных данных, используя закон Ома для участка цепи, вычисляется внутреннее сопротивление аккумулятора, и делается вывод. Например, при подключённой лампочке было получено напряжение U1, равное 4 вольта, а без неё U2 - 4,1 вольта. А измеренная сила тока составила I = 1,45 А. Подставив эти значения в формулу, надо найти внутреннее сопротивление. Для рассматриваемого примера оно будет равно:

R = (U2-U1)/I = (4,1−4)/1,45 = 0,07 Ом.

Таким образом, проведя комплекс измерений, можно будет с уверенностью утверждать о состоянии аккумулятора или батарейки. При этом большое внутреннее сопротивление батарейки будет означать значительное ухудшение её состояния и быструю деградацию.

Источники питания имеют множество характеристик, которые определяют эффективность выполнения ими своих функций. Например, если стандартная батарейка, вставляющаяся в материнскую плату компьютера или ноутбука, перестаёт выдавать положенные ей 3 вольта, базовая система ввода-вывода устройства (или BIOS) лишается возможности хранить данные о конфигурации. При этом через несколько минут после прекращения подачи питания сбиваются внутренние часы компьютера, параметры накопителей и порядок загрузки.

Это чревато выходом техники из строя или, даже при наличии специальных знаний, необходимостью при каждом включении заново вносить изменения в конфигурацию.

Другой пример — «пальчиковые» батарейки или аккумуляторы. Если такой элемент питания перестанет выдавать требуемую величину силы тока, устройство, которое от него работает, может перестать корректно выполнять свои функции . Пульт от телевизора откажется переключать каналы или включать — выключать его, переносной радиоприёмник перестанет ловить любимые станции, а фотоаппарат совсем перестанет работать.

Чтобы все эти элементы проверить на работоспособность, используются тестеры батареек. Это недорогие и простые в использовании приборы, способные выводить показания основных характеристик батарейки или аккумулятора на аналоговый или цифровой экран. Идеальны для применения в домашних условиях, когда можно обойтись без использования специализированной аппаратуры. В основном измеряются показания выдаваемого напряжения и в некоторых случаях — силы тока от батарейки.

С помощью такого устройства можно проверить:

  • Батарейки с диапазоном рабочих напряжений 1,5−9 В. Сюда входят как привычные форм-факторы типа АА, ААА и никель-маталлгидридные (MN).
  • Аккумуляторы типа «Крона» и другие с рабочим напряжением в 9 вольт.
  • Литий-ионные и литий — полимерные аккумуляторные батареи, работающие на 3,7 В: 18 650, 17 335, 26 650 и другие.

Длина питающего элемента не должна превышать 7 см.

Такой прибор можно собрать и своими руками, на основе популярных плат Arduino. Схемы и требуемые скетчи для прошивки можно легко найти в интернете.

Если вас интересует, как проверить батарейку тестером, не беспокойтесь. Принцип действия очень прост — с помощью специального фиксатора, способного регулировать расстояние между контактами прибора для замера различных форм-факторов, подсоединяем батарейку или аккумулятор к соответствующим клеммам. Важно не перепутать полярность, в этом помогают нанесённые обозначения . После этого смотрим на экран и сверяем полученное значение с номиналом, указанным на батарейке.

Если она должна выдавать полтора вольта, а показывает около одного или даже меньше, следует обязательно её заменить. Такие батарейки считаются разрядившимися. Если показатель отличается в меньшую сторону менее, чем на 10−15 процентов, элемент сможет выдавать требуемые значения ещё какое-то время, но лучше не рисковать и тоже заменить его. При равных или немного более высоких показателях батарейка считается исправной и пригодной. Похожим образом можно выполнить и такую задачу, как проверить ёмкость аккумулятора тестером.

Проверка элементов питания мультиметром

Кроме тестеров, можно воспользоваться более универсальным средством. Мультиметр позволяет не только измерять значения силы тока или напряжения, но и регистрировать пробои, обрывы проводов, если таковые выводятся из аккумулятора, определять целостность обмоток различных трансформаторов и многое другое.

Для получения значений используется пара щупов, как правило, красного и чёрного цвета, соответствующих полярностям «плюс» и «минус». Это существенно облегчает процесс, позволяя избегать ошибок полярности. Все мультиметры оснащены цифровым экраном и переключателем режимов. Измерить с его помощью получится:

  • Величину постоянного и переменного токов.
  • Напряжение различных электротехнических деталей и соединений.
  • Сопротивление этих деталей.
  • Частоту гармоничного сигнала.
  • Индуктивность катушек.
  • Электроёмкость (величину заряда).

Дополнительные функции прибора включают в себя:

  • Прозвонку электрических цепей с низким (менее 50 Ом) сопротивлением. При этом с последующей звуковой индикацией. Функция полезна для определения коротких замыканий на печатных платах различных устройств.
  • Генерацию простейших импульсных или гармоничных тестовых сигналов.
  • Измерение температуры при помощи термопары, подключающейся к разъёмам для щупов.
  • Тестирование диодов и транзисторов.

Для проверки элементов питания достаточно режимов измерения величины тока и напряжения.

Измерение вольтажа батареек и аккумуляторов

Для определения величины выходного напряжения любых бытовых батареек и аккумуляторов используется один режим работы мультиметра — постоянное напряжение до 20 вольт. Это связано с тем, что на бытовом уровне не используются устройства автономного питания, выдающие большее напряжение. После выбора режима щупами мультиметра необходимо дотронуться к соответствующим контактам батарейки. На экране появляется значение , которое необходимо сравнить с номинальным.

Пальчиковые батарейки могут работать нормально в диапазоне от 1,2 до 1,35 вольт. Если значение ниже, её следует утилизировать. Аккумуляторные батареи типа «Крона» должны выдавать не менее 9 вольт, чтобы считаться пригодными. Показатели других элементов следует сверять со значениями на их корпусе.

Например, если проверяете батарейки CR2032, CR2025 и другие, применяемые для питания BIOS, они должны выдавать как минимум 3 вольта. Выполняя такое измерение, следует знать небольшую хитрость. Если батарейка выдаёт положенные 3 вольта на экране, но проблемы в работе всё равно наблюдаются, следует перепроверять значение , выставляя режим измерения в 200 вольт. Так можно определить пришедшие в негодность батарейки, которые на первый взгляд кажутся нормальными.

Определение ёмкости источников питания

Если вас интересует, как замерить ёмкость батарейки мультиметром, прежде всего стоит разобраться в самом понятии. Ёмкость — это произведение величины постоянного тока разряда элемента питания на время разряда в часах. Измеряется в миллиампер-часах и отображает время работы аккумулятора при максимальной нагрузке подключённого к нему прибора.

Таким образом, можно сделать вывод, что напрямую с помощью мультиметра проверить её нельзя. Измерение ёмкости возможно только при произведении замеров мультиметром и секундомером скорости разряда до 1 вольта и ниже, подавая на батарейку нагрузку в 0,1—0,15 ампер. Значение нагрузки умножается на время и получается необходимая величина. В качестве устройства разрядки можно использовать любой нагрузочный резистор.

Этим методом можно как проверить аккумулятор телефона мультиметром на предмет расхождения заявленной ёмкости с истинной, так и определить примерное время цикла зарядки-разрядки. Первое очень пригодится, если вы приобрели аппарат из Китая — батареи их смартфонов зачастую маркируются заведомо ложными, завышенными сведениями о ёмкости.

Правила утилизации отработанных элементов

Если показания приборов показывают, что батарейка или аккумулятор отработали своё, от них необходимо правильно избавиться. Дело в том, что вещества, содержащиеся в них, являются очень агрессивными и причиняют серьёзный вред окружающей среде. Электролит, в состав которого входят различные кислоты и щёлочи, нельзя хранить ни в каком виде дома.

  • Запрещено хранить такие элементы вблизи других электроприборов или внутри их. Кислота или щёлочь, которые через некоторое время проделают отверстие в корпусе, нанесут повреждения окружающим предметам.
  • Разрушение батареек и аккумуляторов механическим способом не допускается. Кроме возможности попадания электролита на кожу и возникновения ожогов, следует опасаться возникновения химического пожара вследствие повреждения корпусов некоторых литий-ионных аккумуляторов. Так как литий является очень активным щелочным металлом, при попадании на открытый воздух он может воспламеняться и достаточно долго гореть. Тушить такие пожары в случае возникновения следует исключительно порошковыми или углекислотными огнетушителями.
  • Выбрасывать в мусорные баки их также запрещается. В любом городе существуют пункты приёма отработанных батареек, лучше воспользоваться их услугами, ведь выбрасывая элементы питания просто так, вы подвергаете окружающую среду опасности загрязнения вредными веществами.
  • Избегайте использования способов по «поджиганию» аккумуляторов — подачи на полностью истощённые элементы тока большой силы с целью возобновить возможность их зарядить. Такие манипуляции сокращают срок их службы ещё сильнее и не отличаются безопасностью.

И главное — если вы пользуетесь приборами с автономным питанием, не допускайте их перегрева. Это значительно сокращает срок их эксплуатации, приводит к порче питающих элементов и снижению возможного количества циклов заряда-разряда. Это происходит из-за того, что при повышении температуры внутри устройства значительно ускоряются процессы окисления и деградации металлических компонентов аккумуляторов и батареек.

  • В современной жизни уже никто не удивляется тому, что пользоваться Интернетом можно везде и всюду, независимо от местонахождения человека. Портативные мобильные устройства в виде смартфонов обеспечивают постоянную связь с окружающим миром. Это происходит благодаря многочисленным базовым станциям и наличию маленького, но довольно емкого аккумулятора внутри наших гаджетов. Однако при интенсивном использовании батарея на телефоне рано или поздно садится, и возникает вопрос, как проверить аккумулятор телефона - для того, чтобы выход АКБ из строя не застал врасплох.

    Проверка аккумулятора телефона самостоятельно

    Проверьте батарейку самостоятельно, воспользовавшись самым простым способом. Сделайте бесплатный звонок на какой-нибудь номер, принадлежащий обслуживающему сервису сотового оператора, либо просто позвоните другу и не отключайтесь примерно минут десять. Затем обратите внимание на число делений, отображающее качество и временной промежуток работы аккумулятора на дисплее телефона. В идеале на протяжении десяти минут уменьшения количества делений быть не должно. Если же это произошло, то, вероятнее всего, подходит к концу.

    Проверка аккумулятора телефона с помощью специальных приложений

    Системы новых и современных моделей планшетов и смартфонов могут быть уже оснащены подобными программами. Например, на Андроиде есть такая программа. Для того чтобы ее активировать, нужно ввести определенную комбинацию знаков: *#*#4636#*#*. После набора в меню зайти в раздел «Информация о батарее», где можно найти все необходимые данные о состоянии аккумулятора и о том, какая у него работоспособность на данный момент.

    Существует приложение BatteryCare, которое можно загрузить через AppStore. Оно тоже проверяет емкость аккумуляторов Андроидов и смартфонов. Кроме него есть еще неплохая утилита Nova Battery Tester, разработанная специально для планшетов и смартфонов, с опцией определения действительной емкости АКБ. При разработке этой программы показатели емкости батарей длительное время проверяли в лабораторных условиях.

    Если же на мобильном телефоне не установлено подобной программы, или же, по каким-либо причинам, невозможно ее загрузить, .

    Проверка аккумулятора телефона с помощью мультиметра

    Как известно, многие фирмы-производители, указывая на корпусе батарей их емкость, часто преувеличивают эти показатели. Чтобы правильно и узнать, как проверить аккумулятор телефона или любого другого гаджета, следует воспользоваться мини-мультиметром или просто тестером. По сравнению с традиционным мультиметром, измеряющим показатели обычных пальчиковых батареек или иных элементов питания большего размера, тестер выглядит как маленькая прямоугольная коробочка с USB-шнуром. Такой прибор можно приобрести в любом интернет-магазине, в частности, на AliExpress.

    На переднем торце тестера расположен дисплей, на котором и отображается вся необходимая информация:

    • напряжение ;
    • сила тока ;
    • емкость аккумулятора в смартфоне ;
    • ячейка памяти (переключается одной кнопкой на лицевой стороне).

    USB-кабель, связанный с мультиметром, следует подсоединить к источнику питания (например, зарядное устройство от гаджета или компьютер). В тестере имеется два разъема - USB и микро-USB.

    Если требуется узнать емкость планшета или мобильника с микро-USB входом, нужно подключить к тестеру кабель, идущий в комплектации, в USB-разъем на тестере, а другой конец кабеля подсоединить к телефону. Предварительно следует полностью разрядить гаджет.

    Подключаем тестер к зарядке, кабель к тестеру и к телефону. Выбираем на табло тестера свободную ячейку памяти, либо стираем старую и ждем полной зарядки телефона. По окончании процесса показатель зарядки должен быть 100%, сила тока - на нуле, и будет виден реальный показатель емкости аккумулятора.

    После простой проверки тестером пользователь всегда может быть в курсе того, каков уровень работоспособности аккумулятора в его мобильном телефоне. Если емкость небольшая, и батарея быстро разряжается, не стоит сразу бежать в сервисную службу. Прежде чем обращаться к специалистам, можно попробовать самостоятельно восстановить емкость АКБ нехитрым методом, который всегда находится под рукой.

    Простой метод восстановления емкости батареи: «раскачка»

    Батарею телефона обязательно нужно проверять регулярно потому, что она может терять свой уровень емкости не только по причине интенсивного использования телефона для общения в социальных сетях. Не стоит забывать о том, что при хранении емкость АКБ тоже становится меньше. Это может касаться новых, неиспользованных аккумуляторов при первичной покупке телефона, а также тех, которые долгое время могли лежать без применения.

    В таких ситуациях помогает так называемый процесс «раскачки» батареи, благодаря которому можно вернуть ее прежний уровень работоспособности:

    • зарядите батарею мобильника или планшета полностью ;
    • затем полностью разрядите ее ;
    • повторите то же самое три раза .

    Если после «раскачки» рабочее время АКБ стало больше, то приобретать новую пока не нужно, но следить за ее показателями желательно постоянно. Освоить нехитрый способ «раскачки» после предварительного анализа состояния батареи никогда не помешает. Проводить самостоятельно простейшие действия с батареей гораздо лучше, чем по первому поводу бежать в сервисный центр, где за каждую манипуляцию с телефоном могут взять деньги - и порой довольно немалые.

    Таким образом, любой владелец современного мобильного телефона может сам освоить ряд способов . К тому же, большую часть подручных технических устройств реально приобрести в интернет-магазинах, они доступны и просты в использовании. В случае, если проверка показала большую потерю емкости батареи, и «раскачать» ее также не удалось, лучше всего сразу заменить старый аккумулятор на новый.

    Пальчиковые батарейки применяются во многих современных приборах в качестве элементов питания. Хотя внешне эти изделия неотличимы друг от друга, их технические параметры, а также стоимость может существенно различаться. Чтобы не попасть впросак, приобретя изделие с небольшим ресурсом, а то и вовсе нерабочее, следует знать, как проверять эти элементы, и уметь делать это на практике. Пригодится это умение и при проверке батареек, скопившихся дома – если одним из них место на свалке, то другие еще могут послужить в устройствах, не отличающихся мощностью. В этой статье мы разберемся, как проверить батарейку мультиметром, и при какой величине остаточного заряда она может эксплуатироваться в электроприборах.

    Проверка заряда без нагрузки

    Чтобы выявить полностью неисправные элементы, достаточно произвести простую проверку:

    • Выбрать режим мультиметра, соответствующий измерению величины постоянного напряжения.
    • Установить предел измерения, равный 20В.
    • Приложить щупы прибора к контактам проверяемой батареи и замерить напряжение.
    • Снять показания тестера.

    Если напряжение, показанное при проверке батарейки мультиметром, составляет более 1,35В – аккумулятор исправен и подойдет для работы в любом электроприборе. Если заряд элемента меньше этого уровня, но не ниже 1,2В – его можно использовать в нетребовательных устройствах. При более низком уровне заряда использование батареи невозможно, и она подлежит утилизации.

    Для полноты картины такой проверки недостаточно, поскольку она показывает величину напряжения без нагрузки (ЭДС).

    В качестве нагрузочного элемента можно использовать обычную лампочку, предназначенную для работы в карманном фонарике. Светодиоды для этого не подойдут из-за слишком малого сопротивления. Объем нагрузки должна составлять от 100 до 200 мА – это самый распространенный показатель для большинства современных электрических изделий средней мощности.

    Однако для отбраковки явно непригодных к эксплуатации батареек проверки тестером без нагрузки достаточно. Если прибор показывает менее 1,2В – проверка под нагрузкой бессмысленна.

    Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой

    Оставшиеся элементы тестируются повторно. Разберемся теперь, как проверить емкость элемента питания под нагрузкой. Для этого нужно действовать следующим образом:

    • Соединить щупы мультиметра с контактами тестируемой батареи.
    • Параллельно подключить нагрузочный элемент и выждать 30-40 сек.
    • Снять полученный результат.

    В зависимости от показаний прибора измеренные элементы нужно рассортировать. Батарейки с остатком 1,1В и менее можно смело отправлять в утиль. Изделия, при проверке которых прибор показал до 1,3В, можно использовать в пультах ДУ. Если же элемент под нагрузкой показывает 1,35В и более – он полностью исправен.

    Проверка батареек способом измерения силы тока

    Этот метод применяется в отношении новых элементов питания и позволяет оценить их мощность сразу при покупке. Положение мультиметра должно соответствовать постоянному току. Чтобы померить величину заряда на новом аккумуляторе, действовать нужно следующим образом:

    • Тестер для проверки батареек установить на максимальный предел измерений.
    • Взять новый элемент и приложить щупы прибора к его контактам.
    • Через 1-2 сек, после прекращения роста значения тока на индикаторе, щупы нужно убрать.

    Нормальный показатель величины тока для новой батарейки должен составлять 4-6 Ампер. Если он составляет 3-3,9 Ампер – это означает, что эксплуатационный ресурс батареи снижен, но элемент подойдет для использования в портативной аппаратуре.

    Показания мультиметра в пределах 1,3-2,9 Ампер говорят о том, что в обычных бытовых приборах батарею лучше не использовать, но она может быть установлена в аппараты, потребляющие незначительное количество тока (к примеру, телевизионные или другие пульты ДУ).

    Если же величина тока, показываемого тестером, составляет 0,7-1,1 Ампер, то такой элемент способен работать исключительно в приборах с низким энергопотреблением, при этом качество работы аппаратуры снизится. Его можно использовать в «дистанционках», но лишь в том случае, если более качественных элементов под рукой нет.

    Наглядно процесс проверки батареек мультиметром на видео:

    • Не затягивайте с проверкой и сортировкой скопившихся дома элементов питания. При отсутствии новых батареек или недостаточном их количестве вы сможете при необходимости временно использовать протестированную.
    • Севшие в бытовом приборе элементы питания необязательно менять полностью. Обычно разряд их наступает неодновременно, и проверка выявит аккумуляторы, которые могут эксплуатироваться дальше.
    • Не храните дома непригодные к работе батарейки и, тем более, не держите их в корпусе аппаратуры. Зачастую из них вытекает электролит, и это приводит к порче находящихся рядом вещей.

    • Не пытайтесь как-либо повредить корпус элемента питания – находящаяся в нем жидкость (кислота или щелочь) может попасть на кожу, причинив химический ожог.

    Кроме того, использованные батарейки не стоит бросать в мусорные баки. Содержащийся в них электролит вреден для окружающей среды, поэтому элементы питания подлежат утилизации в местах, которые предназначены специально для этой цели.

    Заключение

    В этом материале мы разобрались, как правильно проверить батарейку мультиметром, а также, в каких приборах можно использовать протестированные элементы питания, исходя из результатов измерений. Как вы могли убедиться, чтобы измерить остаток заряда в батарее, достаточно иметь под рукой домашний тестер и располагать несколькими минутами свободного времени.

    Мультиметр – это легкое переносное устройство поможет водителю следить за состоянием аккумулятора в машине благодаря регулярной проверке. Он многофункциональный, так как одновременно используется, как вольтметр, амперметр и омметр.

    Аккумулятор с полным зарядом освобождает водителя от проблем, связанных с заводом двигателя автомобиля, особенно в зимний период. Чтобы избежать «чихания» мотора, когда АКБ не в силах провернуть коленвал с должной частотой, следует проверить заряд аккумулятора мультиметром. Причин плохой работоспособности батареи и быстрого выхода ее из строя, несколько:

    • Во-первых, это постоянная недозарядка АКБ, которая может быть вызвана поездками на небольшие расстояния слишком часто, и прогревание машины в зимний период.
    • Во-вторых, перезарядка так же чревата последствиями, так как приводит к ломкости пластин. Это может случиться при плохой работе регулятора напряжения.

    Как измерить ток и напряжение мультиметром?

    Мультиметр — самый нужный прибор для электронщика и автолюбителя.


    Давайте разберемся с его обозначениями. На рисунке я пометил цифрами те обозначения, которые встречаются на любом мультиметре. Если вы их не знаете, то и мультиметр Вам не нужен.


    Итак, погнали:

    1) Значок сопротивления. Этот значок говорит нам о том, что мы собираемся мерять сопротивление. На фотографии показан диапазон сопротивления, который мы можем измерить мультиметром — от 0 Ом до 200 МегаОм.

    2) Значок постоянного напряжения. Означает, что ставя переключатель на него, мы сможем измерять постоянный ток. В данном приборе, диапазон измерения постоянного напряжение от 0 миливольт до 1000 Вольт.

    3) Значок переменного напряжения. Диапазон измерения в данном случае от 0 миливольт до 750 Вольт.

    4) Значок для измерения коэффициента усиления транзисторов. Но я им не пользуюсь, потому как нет надобности.

    5) Значок емкости конденсаторов. Емкость измеряется в Фарадах. Диапазон от 0 и до 200 микроФарад.

    6) Значок измерения силы тока постоянного напряжения. Диапазон от 0 до 20 Ампер.

    7) Значок измерения силы тока переменного напряжения. Диапазон от 0 до 20 Ампер.

    8) Диодная прозвонка. Показывает именно падение напряжения на замеряемом элементе в миллиВольтах . Да-да, можно не протирать глаза, чтобы еще раз прочитать предыдущее предложение). Прелесть данной функции в том, что если высвечивается падение напряжения меньше, чем 100 миллиВольт (для различных моделей оно разное), из мультиметра доносится пикающий сигнал. Очень удобная для проверки диодов, а также целостности проводов, предохранителей (в конце статьи ссылки, как это сделать). Покупая мультиметр, берите такой, чтобы эта функция была однозначно, иначе мультиметр резко теряет свой функционал.

    Измеряем силу тока

    Запомните одно правило при измерениях: при измерении тока, щупы соединяются последовательно с нагрузкой, а при измерении других величин — параллельно.

    На рисунке ниже показано, как надо правильно соединить щупы для измерения силы тока.

    В нашем случае нагрузкой является кулер от компа. Наш блок питания имеет встроенную индикацию для показа силы тока, а как вы знаете с курса физики, сила тока измеряется в амперах . Выставляем 12 вольт, на мультиметре ручку крутим на измерение постоянного тока . Мы выставили предел измерения на мультике до 20 ампер. Собираем как по схеме выше и смотрим показания на мультике. Оно в точности совпало со встроенным амперметром на блоке питания.


    Для того, чтобы измерить силу тока переменного напряжения мы ставим крутилку мультиметра на значок измерения силы тока переменного напряжения — «А~» и точно также по такой же схеме делаем замеры.

    Измеряем постоянное напряжение

    Возьмем вот такую вот батарейку


    Как мы видим, на ней написан ток 550 мАh , который она может выдавать в нагрузку в течение часа , то есть милиампер в час , а также напряжение , которым обладает наша батарейка — 1.2 Вольта. Напряжение — это понятно, а вот что такое ток в течение часа ? Допустим наша нагрузка лампочка кушает ток 550 мА . Значит лампочка будет светить один час .

    Или возьмем лампочку, которая светит послабее, и пусть она у нас кушает 55 мА , значит она сможет проработать 10 часов . Тупо делим значение 550 мА, которое у нас написано на батарейке, делим на значение, которое написано на нагрузке и получаем время, в течение которого все это будет работать, пока не сядет батарейка. Короче говоря, кто дружен с математикой, тому не составит труда понять сие чудо)

    Давайте замеряем напряжение на батарейке , один щуп мультиметра на плюс, другой на минус, то есть подсоединяем параллельно, и вуаля! В данном случае напряжени на батарейке 1.28 Вольт. Значение на новой батарейке всегда должно превышать то, которое написано на этикетке.


    Давайте замеряем напряжение на блоке питания. Выставляем 10 Вольт и меряем.


    Красный — это плюс, черный — минус. Все сходится, напряжение 10.09 Вольт. 0.09 Вольт не играют никакой роли, ими можно пренебречь.

    Если же мы путаем щупы мультиметра или щупы блока, то ничего страшного, мультиметр покажет нам значение такое же, но со знаком «минус» .


    Имейте ввиду, на таких мультиках это не прокатывает


    Измеряем переменное напряжение

    Ставим на мультике на предел измерения переменного напряжения и замеряем напряжение в розетке. Без разницы, как сувать щупы, у перменного напряжения нету плюса и минуса . Там есть фаза и ноль . Грубо говоря, один провод в розетке не представляет опасности — это ноль , а другой может здорово попортить ваше самочувствие или даже здоровье — это фаза .

    По идее в розетке должно быть 220 Вольт. Но у меня показывает 215. Ничего страшного в этом нет. Напряжение в розетке «играет» . Ровно 220 Вольт вам вряд ли придеться увидеть при измерениях напряжения в розетках вашего дома

    http://www.ruselectronic.com/news/multimjetr-i-izmjerjenija/ — подробнее здесь.

    Замер утечки тока

    Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.

    массы :

    Снимаем «-» клемму с АКБ

    Один из провод амперметра подключаем к «-» АКБ

    Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)

    Как определить утечку тока в разрыв плюса :

    Отключите плюсовую клемму от аккумулятора

    Подключите амперметр минусовой клеммой - к контактной клемме автомобиля

    Плюсовой клеммой - к АКБ


    Технология определения утечки тока :

    Подготовьте автомобиль к тестированию (отключите магнитолу, габариты, освещение в салоне и т.д.)

    Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)

    Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле - станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.

    Автомобильный аккумулятор:

    Ёмкость аккумулятора, как правило, ровна = 55 Ач (Ампер/Часы). Т.е. аккумулятор

    проработает 55 часов при силе тока в 1 ампер, или наоборот он попытается выдать 55А/ч — обеспечивает силу тока в 55 ампер в течении одного часа.

    При напряжение в 10,5 В — при такой разности потенциалов на клеммах аккумулятор принято считать полностью разряженной.

    Нормальный показатель более 100 минут, в течение этого времени автомобильный аккумулятор будет обеспечивать работу без генератора

    Ампер-часы у всех аккумуляторов, как правило, одинаковые, но сила тока достаточно разная, производители ставят в наклейках от 460 до 610 А!

    В теории большой ток говорит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве, но на практике данные показатели выдерживаются достаточно редко.

    Ампер-час

    Ампер-час — это заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение одного часа при наличии в нём тока силой в 1 Ампер.

    Производители аккумуляторов, как правило, указывают в технических характеристиках значение или мА·ч(mAh), или в Вт·ч(Wh). Для перевода из мА·ч в Вт·ч нужно знать значение напряжения в вольтах и воспользоваться формулой

    Ватт =Вольт * Ампер

    Напряжение аккумулятора умножаешь на ампер час получишь ватты

    Аккумулятор =55а/ч*12в=650 ватт

    Батарейка NiMH = 2,1а/ч*1,2в=2,52 ватт

    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

    Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

    Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

    В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

    Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.

    Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

    Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

    Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

    Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

    При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.

    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

    Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.

    Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

    Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора.

    Так, напряжение:

    • 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90% ,
    • 12,5 — на 50% ,
    • 12,1 — на 10 процентов .

    Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

    Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

    Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.

    Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.

    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

    Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.


    Как проверить заряд аккумулятора?

    Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В . В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт . Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

    Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным.

    В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

    Краткая справочная информация из открытых источников по форматам батареек:

    Батарейка «Крона» (также 6F22 (солевая), 6LR61 (щелочная), PP3, E-Block, 9V Brick Battery) - типоразмер батареек. Название происходит от марки выпускавшихся в СССР угольно-марганцевых батареек этого типоразмера «Крона ВЦ».

    Батарейка AA (также: R6, 316, А316, Mignon, в просторечии «Пальчиковая») - один из наиболее популярных типоразмеров гальванических элементов питания (батареек) и аккумуляторов. Номинальное напряжение - 1,5 В у батареек, 1,2 В - у никель-кадмиевых и 1,55 В у серебряно-цинковых аккумуляторов.

    Возможные значения электрической ёмкости
    Угольно-цинковая (солевая) батарейка: 150-550 мАч.
    Щелочная батарейка: 1700-3000 мАч.
    Никель-кадмиевый аккумулятор: 650-1000 мАч.
    Никель-металл-гидридный аккумулятор: 1400-3000 мАч.

    AAA (также: R03, 286, Micro, в просторечии «Мизинчиковая») - типоразмер батареек и аккумуляторов. В разговорной речи часто называются «мизинчиковыми» или «минипальчиковыми»

    Типичная ёмкость солевой батарейки — 500мАч, щелочной батарейки - 1250 мАч. Типичная ёмкость аккумулятора этого стандарта - 300-1100 мАч.

    Немного теории:

    Последовательное соединение:

    при последовательном соединении проводников сила тока в любых частях цепи одна и та же: I = I1 = I2

    Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: U = U1 + U2

    Параллельное соединение:

    Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках: I = I1 + I2

    Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же: U = U1 = U2