Курдистан история возникновения. Мехабадская республика

- (перс. страна курдов) территория в Зап. Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах. Населена в основном курдами … Большой Энциклопедический словарь

Остан на 3. Ирана. Название от этнонима курды; стан иран. страна, т. е. страна курдов. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Курдистан … Географическая энциклопедия

Курдистан - (Kurdistan), гористая обл., разделенная между Турцией, Ираном и Ираком (небольшие р ны находятся в Сирии и Армении), населенная курдами, исповедующими ислам. Движение курдских националистов в Османской империи возникло в кон. 19 в.; после 1 й… … Всемирная история

- (Страна курдов) горная область в Малой Азии. Входит в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Нас. ок. 8 млн. чел. (1963), из к рых ок. 80% курды; остальные турки, арабы, армяне, айсоры и др. Осн. нас. кочевые и оседлые племена, занимающиеся… … Советская историческая энциклопедия

- (перс. страна курдов), территория в Западной Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах. Населена в основном курдами. * * * КУРДИСТАН КУРДИСТАН (перс. страна курдов), территория в Зап. Азии, в пределах… … Энциклопедический словарь

- (перс., буквально страна курдов) горная область в Западной Азии, населённая в основном курдами (См. Курды). Большей частью К. расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным образом в этногеографическом … Большая советская энциклопедия

- (т. е. страна курдов) часть передней Азии, от южного склона Армянской возвышенности до Тигра, между 34 и 39° с. ш. и 38 и 48° в. д. Она обнимает пограничные земли Персии и Малоазиатской Турции; на 3 простирается до изгиба, образуемого Евфратом у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (страна курдов) тер. в Зап. Азии, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В 1913 на тер. Иранского Курдистана, занятого войсками низложенного шаха Мухамеда Али Мирзы, на марках Персии (см. ИРАН) 1911 13 сделана надпечатка имени шаха… … Большой филателистический словарь

Курдистан - іменник чоловічого роду регіон в Азії … Орфографічний словник української мови

Курдистан - остан на 3. Ирана. Название от этнонима курды; стан иран. страна, т. е. страна курдов … Топонимический словарь

Книги

  • Восстание меньшинств. Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан: Сборник
  • Восстание меньшинств. Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан , . Брошюру можно трактовать как своего рода справочник по географии тлеющих конфликтов, каждый из которых может в любой момент перейти в острую фазу. Как показывают авторы, знающие проблему…

В современном мире не каждый народ, даже очень многочисленный, имеет свое государство. Существует много стран, на территории которых проживает сразу несколько народов. Это вызывает определенную напряженность в обществе, и руководству страны приходится внимательно прислушиваться ко всем группам населения. Один из хороших примеров тому - Иракский Курдистан. Это которая имеет свой гимн (от Ирака), языки (курманджи и сорани), премьер-министра и президента. Валюта, используемая на территории Курдистана, - иракский динар. Проживает народ на территории около 38 тыс. кв. км., общая численность населения 3,5 млн человек.

Особенности Курдистана

Курды расселились по территории нескольких в том числе и в Ираке. Согласно конституции, принятой недавно в этой стране, Иракский Курдистан обладает статусом широкой автономии, чем-то схожим с положением члена конфедерации. Но на самом деле получается, что территории полунезависимы от иракского правительства. Впрочем, каталонцы в Испании считали так же, но главное слово было всегда за Мадридом. И власти страны просто взяли и распустили парламент Каталонии, когда последние попытались выразить свое мнение и выйти из состава Испании.

Расселение этнических курдов

Но Восток - дело тонкое, тут совсем другие правила и обычаи. Территории этнического Иракского Курдистана (референдум в конце 2005 года внес коррективы, полностью узаконив земли за курдами) включают следующие области:

  • Эрбиль.
  • Сулеймани.
  • Дахук.
  • Киркук.
  • Ханекин (а конкретно, мухафаза Дияла);
  • Махмур.
  • Синджар.

Это все области, в которых проживает очень много этнических курдов. Но кроме них, на названных территориях расселено немало иных народов. Непосредственно регионом Курдистан принято называть только три мухафазы - Сулеймани, Эрбиль и Дахук.

Остальные земли, населенные курдами, еще не могут похвастаться хотя бы частичной автономией.

Референдум в Иракском Курдистане планировалось провести еще в 2007 году. Если бы все удалось, то этническая группа, проживающая на остальных территориях Ирака, получила бы независимость, пусть и частичную. Но ситуация обостряется постоянно - на этих землях проживает большое количество туркоманов и арабов, которые не принимают законы курдов и настроены, по большей части, против них.

Особенности климата на территории Курдистана

На территории Иракского Курдистана большое количество озер и рек, рельеф преимущественно горный, самая высокая точка - гора Чик Дар, ее вершина находится в 3 611 метрах над уровнем моря. Очень много лесов на территории провинций - по большей части в Дахуке и Эрбиле.

Общая площадь лесных насаждений - 770 гектаров. Властями ведется озеленение земель, территории засаживаются лесами. Всего можно выделить три климатические зоны на территории Курдистана в Ираке:

  1. Субтропики преобладают на равнинных территориях. Жаркое и сухое лето с температурой 40 градусов, а зима мягкая и дождливая.
  2. Несколько зон с горной местностью, где преимущественно холодные зимы со снегами, но температура ниже нуля опускается крайне редко. Летом же в нагорьях очень жарко.
  3. Высокогорные местности. Тут зимы очень холодные, температура ниже нуля всегда, снег уходит ближе к июню-июлю.

История Южного Курдистана до вхождения в Ирак

Существуют предположения, что на территории Иракского Курдистана сформировывался современный этнос курдов. Здесь изначально проживали мидийские племена. Так, около Сулеймании найден самый первый письменный источник, написанный на языке курдов, - этот пергамент датируется VII веком. На нем написано небольшое стихотворение, в котором оплакивается нападение арабов и разрушение курдских святынь.

В 1514 году произошла Чалдыранская битва, после которой Курдистан присоединился к владениям Османской Империи. В целом, население Иракского Курдистана проживает многие века на одной и той же территории. В Средние века на этих землях существовало сразу несколько эмиратов, имеющих почти полную независимость:

  1. Синджар - центр в городе Лалеше.
  2. Соран - столица в Равандузе.
  3. Бахдинан - столица в Амадии.
  4. Бабан - столица в Сулеймании.

В первой половине XIX века названные эмираты были полностью ликвидированы турецкими войсками.

История Курдистана в XIX в.

Первая половина XIX века ознаменовалась тем, что почти на всех территориях Иракского Курдистана происходили восстания против владычества Османских императоров. Но эти восстания быстро были подавлены, и турки, по сути, повторно завоевали все земли.

Большая часть племен, которые проживали в труднодоступных местах, была неподконтрольна власти Османской Империи. Некоторые смогли сохранить полную независимости, другие же только частичную. Весь XIX век был ознаменован борьбой за независимость определенных племен Курдистана.

Курдистан в начале XX века

В начале XX века, во время Первой мировой войны, в Киркук входят английские войска, а в Сулейманию - русские. Произошло это в 1917 году, но скоро революция в России развалила весь фронт. И остались в Ираке только англичане, которым активно противостояли курды.

Сопротивлением командовал Барзанджи Махмуд, который сам себя огласил Курдистанским королем. Англичане планировали в Мосуле создать федерацию курдских племен. Но после того как было образовано Иракское королевство, Мосул был включен в территории Ирака.

Одно из предположений, почему произошло это именно так, гласит, что возле Киркука в 1922 году было открыто крупное месторождение нефти. А англосаксы очень любили «черное золото» и готовы были пойти на все, чтобы обладать им, - свергнуть законное правительство, истребить народы, устроив геноцид, развязать продолжительные и кровопролитные войны.

Турция пыталась предъявить свои права на Мосул, утверждая, что оккупация территории англичанами произошла незаконно, но окончательную точку поставила в декабре 1925 года Лига Наций, приняв во внимание демаркационную линию.

Иракская монархия

После передачи Мосула в подчинение к Ираку, курдам были продекларированы национальные права. В частности, чиновниками в Курдистане могли становиться только местные жители, а их язык приравнивался к государственному - на нем должны были преподавать в учебных заведениях, и он должен быть основным при делопроизводствах, в судах.

Но, на самом деле, эти права не были реализованы - чиновниками были исключительно арабы (не менее 90% от общего количества), на преподавание велось максимум в начальной школе, развития промышленности не происходило. Никакие выборы в Иракском Курдистане не смогли бы исправить сложившееся положение.

Восстания 1930-1940 гг.

Имела место явная дискриминация курдов - их неохотно принимали на работу, в военные училища и ВУЗы. Столицей Курдистана считалась Сулеймания - именно отсюда правил самопровозглашенный король Махмуд Барзанджи. Но, как только последнее восстание его было подавлено, племя курдов барзан берет на себя главную роль.

В частности, власть оказывается в руках Ахмеда и Мустафы Барзани. Они руководят серией восстаний против центральных властей. В 1931-1932 годах повстанцы подчиняются шейху Ахмеду, в 1934-1936 гг. - Халилу Хошави. А Мустафа Барзани руководил ими в период с 1943 по 1945 гг.

С началом Второй мировой войны, в 1939 году, в Иракском Курдистане появляется организация «Хива», что в переводе с курдского означает «надежда». Но в 1944 году в ней произошел раскол - из нее вышла партия «Рызгари курд». Она в 1946 году объединилась вместе с революционной партией «Шорш» и образовала новую Демократическую партию, которой руководил Мустафа Барзани.

Период с 1950 по 1975 гг.

В 1958 году произошло свержение монархии в Ираке, что позволило на непродолжительный срок уравнять курдов с арабами. Появилась надежда на то, что во всех сферах жизни произойдут улучшения - и в политической, и в экономической (в частности, в аграрной). Но надежды не оправдались, в 1961 году произошло очередное восстание курдов, получившее название «Сентябрьское».

Длилось оно почти 15 лет и окончилось только в 1975 году. Причиной восстания являлось и то, что правительство, возглавляемое на тот момент Касемом, выбирало сторону арабов, а до курдов ему, мягко говоря, дела не было.

Лозунг у восставшего народа был один: «Свобода и автономия Курдистану!». И за первый год Мустафа Барзани захватил под свой контроль практически все горные территории, население которых составляет почти полтора миллиона человек.

В 1970 году Саддам Хусейн и Мустафа Барзани подписывают договор, согласно которому у курдов имеется полное право на автономию. Изначально было сказано, что в течение 4 лет будет проведена разработка закона об автономии. Но в начале 1974 года в одностороннем порядке официальный Багдад принимает закон, который не устраивает курдов.

Автономию предоставили, но вот только Киркук (в котором огромные запасы нефти) остался за Ираком, курдов же оттуда чуть ли не насильно изгоняли. Территории эти заселялись арабами.

Курдистан во времена правления Саддама Хусейна

После поражения курдов в 1975 году началась массовая эмиграция на территорию Ирана. Ни о каком признании независимости Иракского Курдистана не могло быть и речи, равно как и о выборах и референдумах. Можно было сражаться с оружием в руках - именно это и произошло в 1976 году. Началось новое восстание под предводительством Джаляля Талабани. Но вот его сила сопротивления была просто ничтожной. Поэтому, хотя в трех провинциях и была провозглашена «автономия», она полностью подчинялась Багдаду.

В 1980 году началась а территория Курдистана стала полем боя. В 1983 году иранцы вторглись в Курдистан, за несколько месяцев взяв под свой контроль Пенджвин и площадь около него в 400 кв. км. В 1987 году иранцы добрались до Сулеймани, но были остановлены возле него. А в 1988 году Ирак полностью изгоняет противников с территорий Курдистана.

На заключительном этапе произошла чистка - более 180 тыс. курдов вывезли на армейских машинах и уничтожили. 700 тыс. человек было депортировано в лагеря. Из 5 000 курдистанских поселений было полностью уничтожено более 4 500, большая часть. Саддам с населением обращался жестко - деревни сносились бульдозерами, а люди, если могли, убегали в Иран или Турцию.

Настоящее время

На протяжении 1990-х происходит то, что было и раньше, - территории, которые исторически принадлежали курдам, тщательно зачищались. Коренное население изгонялось, иногда истреблялось. Все земли населялись арабами, уходили под полный контроль Багдада. Но в 2003 году началось вторжение войск США в Ирак. На стороне американских войск выступили Иракские курды. Многолетние притеснения Ираком этого народа сыграли свою роль.

Именно на территории Курдистана осуществлялась переброска американских военных. В конце марта контингент насчитывал 1000 бойцов. Но турки сдерживали высокую активность курдов - они грозили применить силу в случае вторжения в Мосул и Киркук.

После падения Багдада к курдам все же пришла автономия. На территории Курдистана развивается несколько тысяч компаний и упор делается на туризм - на древних землях есть, на что посмотреть. Для иностранных инвесторов вложения в Иракский Курдистан - это просто манна небесная, так как они на целых 10 лет освобождаются от уплаты каких-либо налогов. Активно развивается и нефтедобыча - можно сказать, что это основа экономики любой страны Ближнего Востока.

- (перс. страна курдов) территория в Зап. Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах. Населена в основном курдами … Большой Энциклопедический словарь

Курдистан - остан на 3. Ирана. Название от этнонима курды; стан иран. страна, т. е. страна курдов. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Курдистан … Географическая энциклопедия

Курдистан - (Kurdistan), гористая обл., разделенная между Турцией, Ираном и Ираком (небольшие р ны находятся в Сирии и Армении), населенная курдами, исповедующими ислам. Движение курдских националистов в Османской империи возникло в кон. 19 в.; после 1 й… … Всемирная история

КУРДИСТАН - (Страна курдов) горная область в Малой Азии. Входит в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Нас. ок. 8 млн. чел. (1963), из к рых ок. 80% курды; остальные турки, арабы, армяне, айсоры и др. Осн. нас. кочевые и оседлые племена, занимающиеся… … Советская историческая энциклопедия

Курдистан - (перс. страна курдов), территория в Западной Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах. Населена в основном курдами. * * * КУРДИСТАН КУРДИСТАН (перс. страна курдов), территория в Зап. Азии, в пределах… … Энциклопедический словарь

Курдистан - (перс., буквально страна курдов) горная область в Западной Азии, населённая в основном курдами (См. Курды). Большей частью К. расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным образом в этногеографическом … Большая советская энциклопедия

Курдистан - (т. е. страна курдов) часть передней Азии, от южного склона Армянской возвышенности до Тигра, между 34 и 39° с. ш. и 38 и 48° в. д. Она обнимает пограничные земли Персии и Малоазиатской Турции; на 3 простирается до изгиба, образуемого Евфратом у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КУРДИСТАН - (страна курдов) тер. в Зап. Азии, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В 1913 на тер. Иранского Курдистана, занятого войсками низложенного шаха Мухамеда Али Мирзы, на марках Персии (см. ИРАН) 1911 13 сделана надпечатка имени шаха… … Большой филателистический словарь

Курдистан - іменник чоловічого роду регіон в Азії … Орфографічний словник української мови

Курдистан - остан на 3. Ирана. Название от этнонима курды; стан иран. страна, т. е. страна курдов … Топонимический словарь

Книги

  • Восстание меньшинств. Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан: Сборник Купить за 420 руб
  • Восстание меньшинств. Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан , . Брошюру можно трактовать как своего рода справочник по географии тлеющих конфликтов, каждый из которых может в любой момент перейти в острую фазу. Как показывают авторы, знающие проблему…

ИСТОРИЯ КУРДИСТАНА
Москва 1999

В этой книге, впервые излагается история Курдистана, исторической родины и страны постоянного обитания одной из древнейших наций Западной Азии - курдов. Хронологические рамки работы - с эпохи арабских завоеваний, когда окончательно сформировалась курдская народность, до наших дней. Курды были участниками почти всех больших событий региона, внесли заметный вклад в региональную и мировую цивилизацию. Ныне 30-миллионный курдский народ упорно добивается своего законного права на самоопределение, а курдский вопрос является одним из самых актуальных вопросов современной международной жизни.
В центре внимания авторов - освободительные движения, красной нитью проходящие через всю курдскую историю.
Монография написана как на основе первоисточников и неизученной еще литературы, так и с использованием уже опубликованных работ самих авторов и других курдоведов.

ВВЕДЕНИЕ

Курды - один из немногих народов не только Западной Азии, но и всего земного шара, сохранивших в общих чертах свой этнический облик с древности до наших дней. Их историческая жизнь, если ее начинать с установленных наукой первых упоминаний о курдах и их ближайших предках, превышает два с половиной тысячелетия. Как этнос курдская народность сформировалась примерно полторы тысячи лет тому назад. Этого нельзя сказать ни об одном из современных народов Европы, да и о многих народах Азии и Африки. К тому же первоначальное формирование курдской народности и последующая консолидация ее в нацию - этногенез -происходили на одной и той же территории, где сейчас расположен современный Курдистан. Таким образом, курдов с полным правом можно считать автохтонной нацией ближневосточного региона (каких в нем меньшинство). Такова первая главная особенность курдской истории.
Другая важная особенность - этнонациональный процесс у курдов, несмотря на его длительность, еще продолжается, курдская нация до сих пор недостаточно консолидирована. Социально-экономический компонент этнического процесса у курдов отличается низкими темпами развития, вследствие чего он до сих пор носит явные черты слаборазвитости и архаичности, в значительной мере остается традиционным.
Что касается политического аспекта этнонационального процесса у курдов, то он всегда протекал в крайне неблагоприятных исторических условиях. Недаром выдающийся российский лингвист, кавказовед и курдовед академик Н.Я.Марр называл курдов «пасынками истории». Бесконечные войны, опустошительные нашествия, кровавые усмирения курдских восстаний, сопровождавшиеся прямым геноцидом и массовыми депортациями коренного населения и приведшие к многочисленным разделам и переделам этнической территории Курдистана, поставили непреодолимые препятствия политической консолидации курдского этноса, становлению централизованного курдского государства, независимого и единого Курдистана. А это всегда оказывало долговременное негативное воздействие на социально-экономический базис и этнокультурный уровень курдского народа. Такова была общая причина замедленных темпов этнонационального процесса у курдов, приведших к их заметному отставанию от других народов Западной Азии, имеющих государственный статус, не говоря уже о народах высокоразвитых стран других регионов планеты. Следствием этого уникального в своем роде стечения неблагоприятных обстоятельств явилось то, что ныне курды, обладающие ярко выраженными национальными признаками и богатейшей своеобразной культурой, остались самым многочисленным этносом земного шара (около 30 млн.), фактически и юридически лишенным права на самоопределение, не имеющим собственного государства. А это, в свою очередь, тормозит их национальное развитие.
Уже из названных наиболее характерных особенностей курдской истории вытекает ее важное познавательное значение для изучения всего всемирно-исторического процесса. При всей уникальности курдского исторического опыта он ценен и для многих других народов, он помогает осмыслить их прошлое и извлечь уроки для будущего.

История курдского народа - это одновременно и история курдского вопроса. Принято считать, что понятие и термин «курдский вопрос» возникли сравнительно недавно, в новейшее время, точнее во время раздела побежденной державами Антанты в Первой мировой войне Османской империи (при подготовке Севрского мирного договора 1920 г., оставшегося нереализованным). Впоследствии о курдском вопросе начинали говорить при каждой новой вспышке курдского национально-освободительного движения. Таким образом, для большей части XX в. понятия «история курдов» и «курдский вопрос» в основном являются идентичными и взаимозаменяемыми, ибо это движение составляло главное содержание исторического процесса у курдов, было приоритетным для всего курдского народа.
Однако на самом деле курдский вопрос гораздо старше. Как историческая категория, требующая определенного ответа, т.е. решения, он объективно возник еще в средневековую эпоху, когда первые курдские эмираты, появившись на ближневосточной арене, заявили о своем праве на суверенное существование. С тех пор курдский вопрос стал постоянным фактором политической жизни тех государств Западной Азии, в которых обитали курды. С течением времени, под влиянием бурных событий, происходивших в регионе, курдский вопрос играл разную роль, менялось его содержание, на первый план выступали разные его ипостаси. Но всегда его сердцевину составляла борьба курдского народа за свободу и независимость.
Таким образом, изучение курдской истории приобретает важное актуально-политическое значение в первую очередь для самого курдского народа, стоящего перед насущной жизненной необходимостью решения своей главной национальной задачи - создания независимого и демократического Курдистана - и черпающего в своем прошлом необходимые для достижения этой святой цели уроки. Однако не одним курдам это нужно.
Историческая жизнь курдского народа проходила в тесном единении и непосредственном соседстве с другими народами Западной Азии. Многие из них давно исчезли с ближневосточной арены, будучи истреблены во время многочисленных войн и нашествий или ассимилированы более поздними пришельцами. Другие же, как и курды, в процессе этногенеза и исторического развития консолидировались в современные нации: большинство из них в процессе деколонизации образовали суверенные государства. На территории современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии находится Курдистан, в отдельных частях которого абсолютное или относительное большинство населения составляют курды. История Курдистана неразрывно связана с историей указанных стран. Кроме того, значительное число курдов проживают вне территории этнического Курдистана (на северо-востоке Ирана, в Закавказье, Центральной Азии, в некоторых странах Арабского Востока и в диаспоре на Западе). Короче говоря, история курдов составляет интегральную часть истории Западной Азии (Ближнего и Среднего Востока), а также Закавказья, и в то же время история стран и народов этих регионов неотделима от истории курдов и Курдистана. Поэтому ее изучение со¬вершенно необходимо для целостного восприятия всего исторического процесса на этой части огромного азиатского материка. Разумеется, многие важные элементы и сюжеты курдской истории характерны и присущи преимущественно курдскому народу, курдскому обществу и имеют самостоятельное значение и историко-культурную ценность.
Таким образом, изучение истории курдов и Курдистана представляет большой интерес и с практической (преимущественно политической), и с познавательной точки зрения. О последней следует сказать особо.

Курдская история - одна из наименее изученных в сравнении с историями других крупных народов Западной Азии, она изобилует белыми пятнами, требующими по многим направлениям углубленной и всесторонней научной разработки, начиная с ранних стадий этногенеза курдов вплоть до наших дней. Причина этого отставания очевидна. При отсутствии своего государства у курдов не было условий для успешного и свободного развития своей культуры, в том числе научных знаний, включая родную историю. В странах, разделивших Курдистан, правящие круги, действуя в интересах господствующих наций, или сознательно препятствовали развитию курдской историографии, или поощряли фальсификацию курдской истории вплоть до прямого отрицания ее, а следовательно и идентификации курдов как нации. Парадоксально, но вполне объяснимо, что большинство наиболее значимых трудов по истории курдов и Курдистана появилось за пределами стран проживания курдов, раньше главным образом в России и СССР, теперь на Западе (хотя авторами многих этих работ были сами курды).
Настало время приступить к систематическому изучению истории курдов и Курдистана, к созданию по этой покуда отстающей востоковедной проблеме фундаментальных обобщающих исследований. Этого требуют и интересы общекурдского национально-освободительного движения, нуждающегося в глубоком научном обосновании безусловного права курдов на самоопределение как автохтонной древней нации, проживающей на собственной национальной территории и создавшей богатую и оригинальную культуру, и интересы востоковедной науки, важной и неотъемлемой частью которой является курдоведение. Эта цель может быть достигнута лишь объединенными усилиями ученых разных национальностей и разных стран.
Конечно, такая работа требует времени, но приступить к ней необходимо уже сейчас. Следует выработать общую концепцию 2500-летней курдской истории, ее периодизацию, выделить основные этапы, уточнить хронологию, дать объективную оценку важнейшим, судьбоносным событиям и охарактеризовать ее наиболее выдающихся деятелей. Разумеется, для этого требуется привлечение и введение в научный оборот нового фактического материала, скрытого в еще не выявленных и не изученных источниках и в литературе.
Настоящая работа представляет собой первую попытку создать обобщающий труд по истории курдов и Курдистана за период от завершения формирования курдской народности (середина I тысячелетия н.э.) до наших дней. Такого рода исследований нет ни в нашем, ни в зарубежном курдоведении, как в курдском, так и в западном. Были только хроникальные описания истории курдских династий или конспективные изложения военно-политической истории Курдистана, связанные с курдскими освободительными восстаниями. Авторы данной книги ставят перед собой значительно более широкие задачи. Они делают попытку представить на суд читателей корпус основных фактов, относящихся к многовековой истории курдского народа и содержащих ее Целостную концепцию. При этом они опираются главным образом на достижения российского и советского курдоведения, которое до последнего времени держало пальму первенства в мировом курдоведении. Конечно, используются и те результаты, которые накопила зарубежная наука о курдах.

Авторы отдают себе отчет в том, что трудно выполнить эту задачу в полном объеме. Мешают, как уже отмечалось, общий низкий уровень историографии курдов и Курдистана, отсутствие устоявшихся традиций в освещении основной канвы и узловых моментов курдской истории, слабость и недостаточность источниковой и литературной базы. Поэтому в данной работе не удалось добиться единства в авторском подходе к изложению различных периодов курдской истории. Приходилось исходить из наличия доступного материала и степени изученности той или иной проблемы.
Наибольшие трудности вызывает освещение ранних периодов курдской истории, хуже всего изученных востоковедами. В первую очередь имеется в виду тысячелетняя эпоха этногенеза курдов (приблизительно VI-V вв. до н.э. - VI в н.э.), когда шел процесс формирования курдской народности в ареале его нынешнего обитания. По многим ключевым вопросам этого процесса в науке нет авторитетного и устоявшегося мнения. Основная причина - острый дефицит достоверных источников, особенно письменных. Известные источники материальной культуры, добытые археологами, во-первых, малочисленны и, во-вторых, как правило, допускают различные и часто противоречивые толкования. Косвенные источники (этнографические, лингвистические и др.) также многовариантны и, порой, недостаточно доказательны.
К этим объективным причинам, затрудняющим получить достоверную картину этногенеза и ранней истории курдов, прибавляются субъективные, а вернее сказать -политические. Они наиболее отчетливо проявляются среди исследователей, принадлежащих к господствующим нациям в странах, разделивших Курдистан, а также среди некоторых курдских историков. На первых давит шовинистическая тенденция отрицания исконной этничности курдов, имеющая конечной целью отказать им в идентификации как отдельной нации. Вторые же, исходя из понятных в нынешней ситуации патриотических побуждений, склонны искать корни «курдизма» в такой глубокой древности, насчет которой вообще нет никаких достоверных сведений. В обоих случаях искажается подлинная, а главное - логически и научно обоснованная, картина.
Таким образом, при нынешнем состоянии курдоведения вряд ли стоит открывать систематическое изложение истории курдов и Курдистана с «истоков», когда начинался этногенез курдского народа. Достаточно отослать всех интересующихся этим вопросом к наиболее солид-ным и фундированным исследованиям признанных специалистов, где поставлены все дискуссионные проблемы. Здесь же можно ограничиться несколькими общепризнанными и научно обоснованными констатациями.
Этногенез курдов начался в одном из древнейших центров мировой цивилизации - в бассейне верхнего и среднего течения крупнейших рек Передней (Западной) Азии Тигра и Евфрата, их восточных притоков и в рай¬онах окружающих горных систем. Северную границу ареала формирования курдского народа составляют крупнейшие озера региона - Ван и Урмия. Физическая география, ландшафтно-географический фактор, оказали большое влияние на этнические процессы у курдов, особенно на ранних этапах этногенеза. Горный рельеф страны, с одной стороны, затруднял контакты между различными группами формирующейся курдской народности, с другой - служил для нее как бы естественным Убежищем и крепостью во время многочисленных войн и нашествий. В значительной степени благодаря этому курды смогли противостоять постоянно угрожавшим им геноциду и ассимиляции. Ландшафтные особенности Курдистана в значительной мере предопределили и традиционную хозяйственную деятельность курдов - отгонное животноводство, основанное на выпасах мелкого рогатого скота на тучные горные пастбища. Имеется прямая связь между характерными для Курдистана природными особенностями и глубоко укоренившимся в курдском обществе родо-племенном строе, пережитки которого сохраняются до нашего времени (относительная изолированность отдельных групп курдов друг от друга, неблагоприятные условия для занятия интенсивным земледелием, трудности в прокладке надежных путей сообщения и т.д.). В таких обстоятельствах род-племя долго могло сохраняться как самодовлеющая социальная категория.
Автохтонное происхождение курдского народа - общепризнанный и научно обоснованный факт. Первоначальный очаг этногенеза курдов находится в Северной Месопотамии, в самом центре современного Курдистана. Сама автохтонность служит важным, хотя и не основным, аргументом в пользу этничности курдов и их идентификации как отдельной и самостоятельной нации в семье современных народов мира (эту несомненную истину продолжают отрицать или подвергать сомнению шовинисты в странах обитания курдов). Во всяком случае, несомненно право курдов на свободное и самостоятельное проживание на своей исторической родине, исконной колыбели народа.

Сказанное, разумеется, не означает, что этническая территория Курдистана изначально была определена и очерчена, соответствовала современным географическим
координатам. Речь шла только об очаге первоначального этнического процесса. Расположенный в центре Западной Азии, Курдистан как территория, на которой курды составляют абсолютное или относительное большинство, постоянно менял свои этнические границы (весьма условные сами по себе) под влиянием бурных исторических событий, сопровождавшихся крупными этнодемографическими сдвигами. Поэтому очень трудно точно определить очертания не только древнего, но и средневекового Курдистана.
Также нелегко назвать более или менее определенно время, когда началось формирование курдского этноса. Этот процесс следует разделить на два основных этапа. Первый - это период появления на исторической арене объединений племен, которые предположительно могут считаться этническими предками современных курдов. По понятным причинам эта эпоха, относительно которой остались только весьма немногочисленные археологические данные, является наиболее темной для изучения проблем этногенеза, немногочисленные факты, ставшие достоянием науки, вызывают неизбежные споры, единая точка зрения так и не выработана. Пожалуй, единственное, на чем сошлись специалисты, это - глубокая древность исходного начала этого процесса. Оно датируется примерно IV тысячелетием до н.э., когда в регионе Двуречья, в том числе в его горной части на севере, возникли первые очаги цивилизации, а первобытно-общинный строй постепенно уступал место классовым раннегосударственным образованиям. К концу IV тысячелетия этот процесс окончательно набрал силу.
Именно в конце IV - III тысячелетии до н.э. на перед-неазиатской исторической сцене появились народы, которые могут считаться этническими предками курдов. Это - хурриты, или субарейцы, кутии, луллубеи, касситы, кардухи и некоторые другие племена. Однако их этническое родство с современными курдами весьма отдаленно.
Поэтому современная наука не ставит задачу искать прямых предков курдов среди этих народов. С равным основанием на это могут претендовать и другие современные нации Западной Азии, тем более, что регион, куда входит твердо установленный очаг первоначального этногенеза курдов (Северная Месопотамия), является территорией, на которой возникали древнейшие центры мировой цивилизации. Еще 8 тысяч лет тому назад там появилась так называемая Халафская культура (в сирийской части современного Курдистана), просуществовавшая около 600 лет, получившая широкое распространение в сопредельных землях и заложившая основы хозяйственной деятельности и культурного облика народов, населявших эти земли в древности. Ее сменила Обейдская, или протоевфратская, культура (равнинная часть Месопотамии вплоть до предгорий), просуществовавшая около тысячи лет и оказавшая частичное воздействие и на горные народы.
Далее наступила эпоха культуры гуриев (примерно с 4300 г. до середины II тысячелетия до н.э.). Гурии обитали в пределах горной системы Загроса - Тавра и в прилегающих к ней долинах Месопотамии и Иранского плато. По языку они принадлежали к северо-восточной группе кавказской семьи языков. Следы Гурийской цивилизации дошли до нашего времени. Они видны в материальной культуре, религиозных верованиях, мифологии и даже обнаруживаются на генетическом уровне. Гурийские элементы прослеживаются в топонимике и этнонимах современного Курдистана (до двух третей названий курдских племен). Однако до начала видимого этногенеза курдского народа в гурийскую эпоху было еще далеко.

Для этого отсутствовали хотя бы лингвистические предпосылки. Народы той эпохи, в том числе и могущественные кутии, доминировавшие на территории нынешнего Центрального и Южного Курдистана в последней четверти III тысячелетия до н.э., могли считаться этническим субстратом курдов разве что в антропологическом и в какой-то степени культурном отношении, и то только отчасти.
Во II тысячелетии до н.э. этническая картина нынешнего курдского региона претерпела существенные изменения. Сюда происходила массовая экспансия племен индийского происхождения (митанни и др.), которая оказала влияние на социально-экономический уклад и культуру оседлого населения гор и долин. В это же время на севере региона расселялись армяне, а на юге - ираноязычные племена (мидийцы, персы, скифы, сарматы и др.).
С середины IX в. до н.э. в регион начались вторжения ариев, а к III в. до н.э. его арианизация была завершена. Таков был этно-исторический фон, на котором начался этногенез собственно курдской народности.
Что касается самих курдов, то можно говорить об их непосредственных этнических предках уже с середины I тысячелетия до н.э.. Видимо, это ираноязычные пастушеские по своим хозяйственным занятиям племена, входившие в основной состав мощных миграционных потоков, захлестнувших регион в этот период и образовавших преобладающий этнодемографический фон древних Мидийской и Персидской держав, причем мидийский компонент выделялся. Именно приблизительно в это время наступил второй и самый важный этап в процессе этногенеза курдов, их этнической консолидации в особую народность, а в последующие века и в нацию.

Географическим центром этого процесса становится район южного Загроса, как горная его часть, так и равнинная. Кажется, именно здесь зародился этноним «курд», или «курт», или близкие к нему наименования (например, «куртии»). Этот термин упоминают многие античные авторы (Полибий, Страбон, Плиний Старший, Тацит и др.). Греческий полководец и историк Ксенофонт в своем «Анабазисе» рассказывает о «кардухах» (рубеж V - IV вв. до н.э.), но современная наука скептически смотрит на отождествление их с курдами. Высказывается мнение, что термин «курд» первоначально использовался для наименования всех кочевников, поэтому его появление в древней литературе (в III в. до н.э.) не может служить убедительным аргументом в пользу существования курдского этноса в то время.
Гораздо более существенное, можно сказать основное, значение в длительном процессе становления курдского этноса имел лингвистический фактор. Консолидирующийся курдский этнос начал обретать свой язык, основанный на древнеиранском субстрате и ставший главным интегрирующим фактором в этническом обособлении курдов, материальной базой создания собственной оригинальной культуры.
Этот этап курдского этногенеза занял достаточно продолжительное время - не менее тысячи лет. Его завершающий период приходится на II - VI вв. н.э., когда над курдским регионом владычествовали парфянские Аршакиды и Сасаниды. В сасанидскую эпоху курдский язык окончательно обособился от других иранских язы¬ков. Арабы, завоевавшие Курдистан в середине VII в., нашли там уже вполне сформировавшийся народ, обладавший собственным языком, культурным обликом и общественным устройством. Этногенез курдов был в основном завершен. Начиналась собственно курдская история. Уточним: гражданская, политическая история (включая, естественно, историю развития социально-экономических отношений, культуры и т.д.). Что касается именно этнической истории курдов в узком понимании сущности этой категории, то она, как видим, нача¬лась задолго до периода поздних Сасанидов и продолжает развиваться по собственным закономерностям вплоть до наших дней.

Подводя общий итог, можно констатировать, что курдский этнос, в основе которого находится автохтонный субстрат, в процессе своей консолидации и интеграции, занявших несколько тысяч лет, вобрал в себя преимущественно индо-арийские (главным образом иранские, особенно мидийские), а также семитские (ассирийские, арамейские, позже арабские) элементы. Короче говоря, курдский этнос, как и все другие современные этносы-нации нашей планеты, является продуктом синтеза самых разнообразных этнических элементов, которые образовались в процессе исторического развития, начавшегося в незапамятные времена (не менее 7-8 тысяч лет тому назад).

Как уже отмечалось, в мировом востоковедении хуже всего изучены ранние периоды курдской истории. Прежде всего это касается почти девятивековой эпохи нашествий, смут и волнений (со второй трети VII в. до начала первых десятилетий XVI в.). То было поистине «смутное время» для курдского народа, когда он боролся за выживание перед лицом постоянной угрозы геноцида или ассимиляции со стороны арабских, монгольских и тюркских завоевателей. История возникавших в то время курдских эмиратов (в некоторых из них «курдскими» были только правящие династии и только часть, нередко меньшая, населения), в сущности, еще не написана, изобилует белыми пятнами.
Примерно то же самое можно сказать и о последующем трехвековом периоде курдской истории (с начала XVI до начала XIX в.), когда Курдистан, разделенный между Османской империей и сефевидским Ираном, представлял собой конгломерат полунезависимых эмиратов, связанных с центральной властью в Стамбуле и Исфахане вассальными отношениями. И в эту эпоху бесконечные турецко-иранские войны, происходившие в основном на территории Курдистана с непременным участием воинственных курдских племен, создавали в курдском регионе постоянную атмосферу кровавых междоусобиц, смут и нестабильности, создавшую серьезную преграду для консолидации курдской нации, для ее социально-экономического, политического и культурного развития.
Поэтому первая часть настоящей работы (главы I и II) предлагается читателям в виде оригинального исследо¬вания с соответствующим научным оформлением.
Вторая часть (главы III и IV) посвящена истории Курдистана в новое время (с первых десятилетий XIX в. до конца первой мировой войны), когда началась борьба курдского народа за свободу и независимость в виде феодально-сепаратистских, а с конца XIX в. - национально-освободительных движений, направленных на полное освобождение от турецкого и иранского ига и создание объединенного и независимого Курдистана. В это же время началась экспансия России и западных колониальных держав (главным образом Англии, а с конца века и Германии) в Курдистан и борьба между ними за сферы влияния в этой стратегически и экономически важной стране, а потом и за ее раздел. Именно тогда возник курдский вопрос как важный фактор в международных отношениях как ближневосточного, так и мирового масштаба.
Этот период курдской истории сравнительно неплохо освещен российскими курдоведами. Поэтому представляется достаточным эту часть настоящего труда изложить в виде своего рода «дайджеста» из уже известных публикаций, разумеется критически переработанных. Следовательно, ссылки на источники и литературу в данном случае можно почти не давать.

В третьей части излагается новейшая история Курдистана от конца Первой мировой войны до наших дней. Вклад советских (российских) востоковедов в исследо¬вание этого периода Курдистана хорошо известен. Те сюжеты, по которым имеются достаточно полные разработки в нашей и зарубежной литературе, подаются с самыми минимальными ссылками или вовсе без них. Те же, которые требуют существенных уточнений или но-вого подхода, а также остроактуальные события последнего времени, еще не проанализированные наукой, освещаются с максимально возможным научным аппаратом.
К сказанному следует добавить, что в настоящем издании вопросы экономической и культурной истории не освещаются. Главное внимание уделено политической истории курдов и Курдистана. Тем не менее авторы выражают надежду, что в этой книге выполнена основная задача: систематическое изложение наиболее значимых факторов и узловых моментов всей исторической жизни курдского народа от его появления на ближневосточной арене как самостоятельного этноса в середине прошлого тысячелетия до рубежа будущего. Хочется верить, что этот отражающий современный уровень изучения исто¬рии курдского народа, труд, несмотря на все его недостатки, внесет свой вклад в курдоведение.

Настоящая работа предпринята по инициативе Центра курдских исследований (руководитель академик АН Армении Ш.Х. Мгои), осуществившего ее издание. Ее выполнили сотрудники Лаборатории курдских исследований Института востоковедения Российской Академии наук и курдского кабинета Санкт-Петербургского филиала ИВ РАН. Введение написано М.С.Лазаревым, главы I и II - Е.И.Васильевой, главы III и IV - М.С.Лазаревым, глава V - М.А.Гасратяном, глава VI - О.И.Жигалиной, главы VII и VIII - Ш.Х.Мгои, заклю¬чение - М.С.Лазаревым. Во Введении использованы материалы О.И.Жигалиной, в главе V - тексты М.С.Лазарева и Ш.Х.Мгои. Хронология составлена О.И.Жигалиной и М.С.Лазаревым, указатели - О.И.Жигалиной и Ш.Х.Мгои.
Центр курдских исследований выражает глубокую благодарность спонсору настоящего труда кандидату исторических наук Амину Асановичу Мустафаеву.