Простой бортовой компьютер для итальянских авто и ваз. Бортовой компьютер своими руками Как самому сделать бортовой компьютер на машину

Любой цифровой прибор казался нам компьютером - даже примитивный тахометр с двумя циферками. А сколько компьютеров сегодня установлено в машине средней руки? Дело уже идет к сотне… ­Причем возможности современного смартфона заметно превосходят потенциал компьютера марсохода Curiosity, которому всего-то пять лет от роду.

А что не умеют делать штатные бортовые компьютеры? Загибайте пальцы. Они никогда не назовут вам коды ошибок систем управления двигателем, автоматической коробкой, дверями или стеклами. Они редко показывают температуру двигателя, среднюю скорость, время в пути или динамику разгона до сотни, а также не любят запоминать возникающие ошибки. Кроме того, многим водителям нужны аварийные сигнализаторы, контролирующие температуру, обороты двигателя, скорость.

У владельцев , свои запросы - взять хотя бы расход топлива двух видов. Кому-то нужно автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или подключение парктроников с настраиваемой чувствительностью. В отдельных случаях может пригодиться принудительное включение вентилятора системы охлаждения. Кому-то хочется точнее настроить датчик уровня топлива в баке. Забывчивым помогут различные напоминалки - предупреждающие о невыключенных габаритных огнях, о гололеде на дороге или необходимости пройти очередное ТО. Многие любят простые игрушки-говорилки («Здравствуй, хозяин!»). Экстремалам может понадобиться индикатор пробуксовки колес. А еще есть такая функция, как таксометр…

Мы решили протестировать , пригодные для бюджетных автомобилей. Возможности у отобранных для исследования приборов разные, но тем интереснее.


Примерная цена 9800 руб.
Универсальный бортовой компьютер, который мы установили на торпедо. Такое устройство, ввиду солидных размеров, больше подходит для крупных автомобилей. Кнопки тоже крупные, такими удобно пользоваться. И цветной дисплей немаленький. Помимо всех стандартных возможностей, включая подсоединение парктроника, девайс позволяет контролировать температуру и считывать коды ошибок или вариатора на многих автомобилях. Может работать с машинами, переведенными на газ, обеспечивая точные показатели расхода альтернативного топлива.

Примерная цена 1580 руб.

Компактное устройство, скорее даже мини­атюрное. Такое хорошо расположится в гнезде для кнопки на панели приборов автомобилей Самара 2, Гранта, Калина, Приора или . Снабжает практически той же информацией, что и более крупные устройства, но представление параметров (на скромном трехразрядном дисплее) значительно менее удобно. Звукового синтезатора нет. Программирование затруднено: кнопок-то всего две!

Можно устанавливать и на иномарки, если найдете подходящее место. Считаем, что особенно пригодится автомобилям, не имеющим штатной индикации какого-либо важного параметра, например температуры охлаждающей жидкости или оборотов двигателя.


Примерная цена 5670 руб.
Необычного вида устройство идеально вписывается во все автомобили с круглыми дефлекторами системы вентиляции. В том числе в , на которой мы его и проверяли. Есть другие модели, спроектированные под установку в панель автомобилей Chevrolet Niva, ГАЗель Бизнес, УАЗ Патриот, ВАЗ-2110. Функционал и количество протоколов, поддерживаемых борткомпьютером, - максимальные для конкретного автомобиля. Аппараты семейства С имеют голосовое сопровождение, а семейства СL - нет. Индицирует температуру масла в автоматических коробках передач некоторых моделей. Прошивка обновляется при соединении бортового компьютера со стационарным через USB-кабель.

Примерная цена 5050 руб.
Необычного вида устройство не имеет дисплея - для испытаний пришлось задействовать смартфон. Прибор разместили под панелью, поскольку снаружи ему делать нечего. И это хорошо - не мозолит глаза. Информация выводится на экран сопряженного по протоколу Bluetooth смартфона или планшета на Android-платформе. Программу скачали с сайта производителя. Обновление прошивки - через смартфон или ноутбук. Понравилось, что прибор сохраняет данные всех поездок вне зависимости от того, на связи он с мобильным устройством или нет. Можно пересылать журнал ошибок на СТО - тоже через смартфон, хотя это мы не проверяли. Минус очевиден: необходим дополнительный гаджет (смартфон).

Примерная цена 5510 руб.
Устанавливается на переднюю панель или крепится на ветровое стекло. Дисплей монохромный. Такой подойдет в первую очередь на ВАЗ и УАЗ, но в принципе способен соединяться по кабелю OBD-II и с некоторыми иномарками, выпущенными после 2001 года. Поддерживает оригинальные диагностические протоколы некоторых моделей. Уточнить совместимость поможет сайт www.microline.ru

Примерная цена 3900 руб.
Место производства этого прибора с графическим монохромным дисплеем - Тольятти, и очевидно, что он максимально адаптирован к автомобилям ВАЗ. Мы установили его на переднюю панель, хотя можно крепить и к ветровому стеклу. В инструкции сказано, что девайс совместим с блоками управления не только автомобилей ВАЗ, но и ГАЗ, а также иномарок, но только по стандартному протоколу OBD-II. Прошивка устанавливается с SD-карты. Прибор может отдельно подсчитывать параметры движения автомобиля на бензине и на газе.
Наши приборы имеют много общего. В частности, они показывают:
  • параметры поездки: время в пути, пробег, текущую и среднюю скорость, мгновенный и средний расход , остаток топлива в баке, температуру окружающего воздуха, стоимость поездки;
  • текущие параметры работы двигателя: давление во впускном трубопроводе, давление топлива в магистрали, длительность впрыска, давление воздуха на выходе из компрессора, массовый расход воздуха, напряжение датчиков кислорода, частоту вращения коленвала, положение дроссельной заслонки, положение педали газа, мгновенный расход топлива, расчетную нагрузку на двигатель, температуру охлаждающей жидкости;
  • параметры ошибок: ошибки ЭБУ, сброс и запись ошибок;
  • параметры парковки (некоторые устройства превращают свой экран в дисплей полноценного парктроника).

А еще у большинства приборов преду­смотрено голосовое предупреждение о выходе контролируемых параметров из заданного диапазона.

Нам показалось, что самый интересный вариант в представленной компании компьютеров - Multitronics МРC‑800. Главным образом потому, что такой прибор, обладающий достойными «мозгами», не уродует интерьер машины, поскольку прячется где-то внутри, возлагая «представительские» функции на смартфон владельца. Для многих это может оказаться решающим фактором при выборе устройства.

Если решили приобрести маршрутный компьютер, советуем прикинуть возможности его размещения и подключения. Вариант, который мы ради шутки запечатлели на заглавном кадре, не такой уж нереальный. Очень часто различные дополнительные приборы вместо пользы приносят вред: загораживают , отваливаются из-за хлипкого крепления, а порой и вовсе лишают возможности пользоваться штатным оборудованием машины. Например, решив приобрести симпатичный круглый прибор, размещаемый вместо дефлектора, не забывайте, что одновременно вы лишаетесь этого дефлектора! Другой пример: у многих автомобилей (например, у семейства Logan) разъем OBD, к которому подключают такие компьютеры, расположен в середине перчаточного ящика. Решение не лучшее: неудобно протаскивать к этому разъему жгут проводов.

Впрочем, если вы относите себя к рукастым, обязательно найдете удобное решение. Не уверены - обратитесь к установщикам: они быстро растолкуют, что к чему и как это будет выглядеть.

Отдельный совет тем, чье зрение оставляет желать лучшего. Убедитесь, что при управлении машиной показания малогабаритного дисплея будут для вас читабельными. Иначе придется ориентироваться только на голосовые подсказки компьютера, что сразу меняет ориентиры при его выборе.

Счастливого пути - и привет компьютерам!

Бортовой автомобильный компьютер или «мозги» автомобиля — это важнейший элемент управления и мониторинга работоспособности всех основных узлов транспортного средства. БК ставится сегодня на все современные авто. Подробнее о принципе работы и разновидностях вы сможете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Описание бортового компьютера

Что такое бортовой компьютер в автомобиле и какие задачи он выполняет? Для начала давайте разберемся в некоторых теоретических моментах. БК представляет собой электронный узел, позволяющий реагировать и управлять различными процессами в работе разных систем авто. То есть благодаря БК водитель всегда сможет получать данные о работе тех или иных компонентов. Что такое бортовой компьютер, мы разобрались, теперь расскажем о его назначении.

Что показывает бортовой компьютер:

  • устройство демонстрирует расход бензина при разных режимах движения;
  • позволяет управлять форсунками, а также системой зажигания транспортного средства;
  • производит контроль работы трансмиссии;
  • может управлять различными дополнительными системами двухсторонней связью, к примеру, камерой заднего вида, и т.д.;
  • позволяет определить уровень давления моторной жидкости, температуры антифриза;
  • регулирует уровень напряжения в электроцепи авто, контролирует заряд аккумулятора;
  • если транспортное средство оборудовано системой климат-контроля, то БК управляет и ей;
  • одна из основных опций — бортовой компьютер для авто позволяет при необходимости считывать коды ошибок и показать их на дисплей, чтобы водитель мог их расшифровать и узнать, где искать поломку.

Принцип работы

Принцип функционирования автомобильного БК для карбюраторных двигателей или инжекторных вариантов не особо сложный. Устройство подключается к цепи контроллеров и регуляторов, производит считывание необходимых данных, после чего обрабатывает полученную информацию. Для обработки используется специальное программное обеспечение. К примеру, если БК по схеме получает данные о расходе горючего, то ПО позволит рассчитать возможный пробег на оставшемся объеме бензина.

Все данные выводятся на экран, установленный в салоне транспортного средства. Сам дисплей может быть цифровым, монохромным, цветным либо четырех- или трехразрядным. Как показывает практика, монохромного экрана диагональю 2 дюйма вполне достаточно для того, чтобы показать водителю более десяти параметров. Более современные варианты БК сегодня оснащаются жидкокристаллическим экраном большой точности.

Виды

На сегодняшний день различаются несколько видов БК:

  1. Универсальный вариант, такое устройство сочетает в себе различные опции дает автовладельцу возможность не только управлять машиной, но и серфить интернет. Основным предназначение такого устройства является повышение комфорта для автовладельца во время езды. Обычно универсальный бортовой компьютер имеет экран диагональю 6-14 дюймов, к более новым моделям можно подключать клавиатуру. Следует отметить, что по своей конструкции такие БК очень похожи на обычные компьютерные ПК, но одной из особенностей устройств является низкая степень игтеграции с электросистемой авто.
  2. Маршрутный. Маршрутный бортовой компьютер позволяет определить параметры езды автомобиля, при этом его не обязательно подключать по GPS к спутнику. Тем не менее, более новые модели в любом случае оснащаются GPS-приемниками. С помощью такого устройства водитель сможет определить среднюю скорость машины, расход горючего, оставшееся расстояние до того или иного пункта, пройденный километраж и т.д. Кроме того, в зависимости от модели, которую вы установите в свой автомобиль, устройство может иметь функцию рассчета расхода горючего при экстренном торможении либо быстром ускорении. Обычно БК этого вида устанавливаются в контрольный щиток.
  3. Управляющий и сервисный БК. Предназначение таких компьютеров заключается в определении поломок основных агрегатов транспортного средства и предупреждении об этом автовладельца. Как правило, такой БК – это составляющая часть системы управления машиной, но в зависимости от модели, это может быть и самостоятельный девайс в обширным функционалом. При проверке автомобиля все комбинации ошибок хранятся в памяти устройства и будут там находиться до того момента, пока ошибка не будет исправлена, а память – обнулена (автор видео — канал AvtoGSM).

Настройка БК

Сделать бортовой компьютер своими руками – задача трудно осуществимая в домашних условиях. Для изготовления устройства вам потребуется множество различных элементов, в том числе дисплей, микросхема, кнопки и т.д. Сделать компьютер своими силами без опыта сборки подобных устройств – невозможно, поэтому если вы хотите, чтобы девайс работал правильно, то лучше заказать эту процедуру или купить новый БК.

Если вы решите поставить на свое авто бортовой компьютер для карбюраторных или инжекторных двигателей, то вам необходимо знать, как правильно настраивается девайс:

  1. При необходимости всегда можно активировать опцию автоматической настройки – тогда девайс сам примет необходимую конфигурацию.
  2. Если такой вариант вам не подходит, то зайдите в меню настройки – найдите нужный блок и выберите его. Следует отметить, что в данном случае БК должен быть настроен в качестве основного девайса. Одну из важных ролей в настройке определяет выбор режиме, благодаря которому будет осуществляться фиксация затрат горючего.
  3. Выставляя этот параметр, у вас есть несколько вариантов. Один из них – это линейная зависимость, в этом случае параметр будет всегда зависеть от блока управления. Если вы решите произвести настройку вручную, то для начала вам нужно будет сделать таблицу по расходу горючего. Учитывая эту информацию, БК будет осуществлять расчеты и выводить соответствующие параметры на экран.
  4. Помимо этого, понадобится определить параметры, которые начнет демонстрировать экран, в зависимости от модели их количество может быть разным. Отдельно следует выделить параметр, отвечающий за температуру активации вентилятора охлаждения мотора.

Цена вопроса

Минимальная стоимость БК от компании Мультитроникс составит в районе 130 рублей. Более дорогие варианты могут стоит 7500 рублей.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как сделать БК своими руками»

Подробная инструкция по изготовлению схемы представлена на видео (автор — канал libral1973).

Предыстория

У меня toyota corolla 2003 года, с завода на официальные машинки ставили только кассетные магнитолы. Конечно, кассеты в магнитолу я не ставил ни разу, обходился радио и фм модулятором.

Не сказать, что я особо притязателен к музыке, но конечно хотелось чего-то более. Какие были варианты:
1. Поставить рамку на 1 или 2 дин и поставить обычную магнитолу.
2. Купить за 70$ родную, на eBay но уже с дисками. Но без мп3:)
3. Купить за 600$ крутую, прямо под мою машину, со всем…

Но не один мне особо не нравился…
1. обычные магнитолы лишали бортового компьютера.
2. Шило на мыло:)
3. Дороговато и не очень нравились…

Вот и пришло решение поставить компьютер в машину. Вот что было ДО и ПОСЛЕ. Интересно? Добро пожаловать под хабракат =)
До: После:

Основная часть

Сразу, конечно же, я не бросился все делать, а довольно долго собирал все необходимое:)

Оказалось, что 60% у меня уже было или легко доставалось у друзей и родственников.

Немного опишу комплектацию - Конечно все началось с материнки:


Это PCM-9386. Основное преимущество это пассивное охлаждение, и очень маленький размер. Но процессор всего 600мгц. Память 512 мб.
Цена: все трофейное, уже было до начала проекта.

Как носитель инфы стоит флэшка КФ 4гиг на ней стоит система, и винчестер 40гиг 2,5.
Цена: тоже все было.

Питание.
Маленький блок питания от 12v. В машине не стоит, не каких преобразователей на 220в максимальное напряжение 12в.

Цена: около 20 - 30$ (мне достался бесплатно) :)

Звук
Конечно, нельзя подключить автомобильные колонки прямо к компу, пришлось выдумать звуковую схему:
USB звуковая + фильтр по питанию ДАЛЕЕ еще аудио фильтр (изолятор земли:) ДАЛЕЕ Усилитель ДАЛЕЕ колонки.
Не было задачи сделать супер звук, как я уже говорил до этого я ездил с фм модулятором:) и колонки остались родные.

USB Sound 5.1


Цена: 16$ на eBay
Платка реально выдает 5.1, но в машине используется только стерео. Плата бралась на вырост и с надеждой избавится от помех. Кстати помехи это отдельная тема - перед установкой о них даже не задумываешься, но при тестовом включении понимаешь, что это жесть, слышишь все: как включается винчестер и работает камп, обороты двигателя - генератор.

Долго игрался с разными фильтрами, полностью от помех избавил только этот:


Цена:8$ все тамже:)
По поводу этого фильтра, а точнее подобных ему, много обсуждений в интернете, что он искажает звук, но особых искажений я не заметил.

Усилитель:


Китайское чудо на 4 канала, и якобы огромную мощность. Вместо штатной магнитолы хорошо играет, по моему мнению…
Цена: 26$ ebay

Купил рамку под 2 дин.


Цена: 15$

Самая дорогая часть это монитор:


Цена: 320$
Это монитор для ленивых. Он точно под 2 дин, с точскрином, 2 ав входами, автоматическим включением(не надо каждый раз включать ручками), и автоматическим переключением на заднюю камеру.

Также был куплен юсб хаб с внешним питанием.


Цена:19$

И беспроводная клавиатура с трекболом.
Фотки не нашел.
Цена: 40$ вроде…

USB GPS - уже был, спрятал под торпедой, принимает нормально.
USB to OBD2 - купил за 10$ полгода назад, считывает показания датчиков в реальном времени и коды ошибок.

Еще немного фоток:

Процесс установки

Работающая система


Ставим Винду на комп (кот в комплект поставки не входит =)


Вид на материнку сверху (видим карту памяти CF)


Cтавим драйвера на что-то… =)

Заключение

Вот вроде и все. Еще всякие кнопочки, провода, предохранители, и прочая мелочевка…

Корпус для материнки сделал из корпуса от 16 портового свича (железная коробка). Корпус находится прямо за монитором.
Усилитель расположился в бардачке между сидениями. Для этого его пришлось немного уменьшить…
Поставил оболочку для удобного управления с тачскрина.
Какие основные функции реализованы:
- Мультимедиа - музыка, клипы, фильмы…
- GPS - стоит iGo 8
- OBD - слежение за параметрами автомобиля.
- Интернет - можно следить, где находится машина по гугл картам, как из машины, так и из дома.

Какие будут реализованы:
- Камера заднего вида (все готово чтоб поставить, но камеру я сломал)
- Видео регистрация
- Наблюдение за давлением в шинах - пока устройства под камп дороговаты ~ 250$, немного подождем.
- Радио, да радио пока нет:) купил фм радио, но оно плохо принимает.

Напоследок:

Оригинальная идея - человек с ником Ivbar; cтатья опубликована мной с его разрешения =)

13) Подсветка экрана, яркость которой зависит от сигнала о включении габаритных огней, дабы в ночное время не "слепило в глаза".

Находясь в основном экране, можно выключить контроль и индикацию критических значений параметров без входа в меню основных настроек, просто нажав кнопку "Esc ", проигнорировав предупреждающие сообщения. При таком способе отключения контроля, изменения не сохраняются, и после следующего включения устройства, контроль параметров возобновляется. Такое решение позволяет, при установке бортового компьютера на автомобиль, оперативно настроить показания приборов по очереди, не отвлекаясь на диагностические сообщения. Также это может оказаться удобным, если вы, например, находясь в пути, увидели сообщение "ВНИМАНИЕ, проверь радиатор!", но обнаружили обрыв провода и с уровнем жидкости все в порядке, можно было продолжить путь до устранения неисправности.

Меню основных настроек


Вход в меню основных настроек осуществляется удержанием кнопки "ОК" в течении 2-х секунд.

Навигация по меню - нажатием кнопки "ОК". Изменение значения активного параметра - кнопками "Up " и "Down ". Текст меню - на русском языке. Т.к. экран довольно вместительный, то на нем удалось разместить подробную текстовую информацию.

1) Установка контроля превышения скорости автомобиля. Здесь устанавливается необходимость звуковой сигнализации о превышении скорости и скоростной предел.

2) Настройка необходимости контроля уровня охлаждающей жидкости в радиаторе (расширительном бачке). В случае низкого уровня, выводится диагностическое сообщение «ВНИМАНИЕ, проверь радиатор»

3) Установка необходимости контролирования температуры двигателя и ее критического значения, при котором на экране будет выводится предупредительная надпись «ВНИМАНИЕ, высокая температура», сопровождаемая звуковым сигналом.

4) Управление электровентилятором радиатора и установка температур моментов включения и выключения вентилятора.

5) Установка необходимости контролирования давления масла двигателя и его критического значения. При заведенном двигателе, если давление окажется ниже критического значения, на экране будет выводится предупредительная надпись «ВНИМАНИЕ, низкое давление масла», сопровождаемая звуковым сигналом.

6) Установка необходимости контролирования топлива в баке.

7) Установка необходимости контролирования напряжения бортовой сети.

8) Установка необходимости контролирования и периодичности замены масла с указанием периода.

9) Указание значений среднего расхода топлива и «мертвого остатка» топлива, участвующих в расчете прогнозируемого расстояния.

Выход из меню осуществляется нажатием кнопки "Esc ", при этом на экране появится надпись "СОХРАНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ" а внизу отобразится полоса, отображающая процесс записи значений в память контроллера.

Можно отключить предупреждающие надписи о критических значениях температуры и давления, просто увеличив их значения до теоретически невозможных пределов. К примеру: давление - до 10 кг/см 2 , температуру - до 120 о С

Если нет необходимости в контроле какого-либо параметра вообще, то в соответствующем диалоговом окне следует установить флажок в состояние «Нет».

При этом информация о его остальных настройках отображаться не будут и отключенный параметр на основной экран не выводится. Настройки сохраняются в памяти контроллера.

Сервисное меню.

Если при включении "УБК-1.8" удерживать кнопку "ОК", то происходит вход в сервисное меню бортового компьютера, из которого осуществляется тонкая настройка параметров.

Тут происходит калибровка тахометра, его шкалы-индикатора, спидометра, АЦП контроля температуры, АЦП датчика давления масла и АЦП датчика уровня топлива в баке, настройка текущих даты и времени.

Тахометр.

В сервисном меню предусмотрена правка коэффициента, отвечающего за приведение количества импульсов с имеющегося датчика к количеству оборотов коленчатого вала двигателя. Находясь в окне калибровки тахометра, можно сразу наблюдать числовое значение оборотов в об/мин. Если есть возможность точно считать текущие обороты двигателя любым доступным способом (автомобильный стробоскоп, например), то правкой коэффициента добиваются совпадения показаний тахометров.

Ниже следует число, указывающее максимально возможное количество оборотов для вашего двигателя. Его правка позволяет с максимальной информативностью использовать шкалу-индикатор. Это означает, что указанное число - это полностью закрашенная шкала.

Спидометр.

В окне калибровки спидометра необходимо указать количество импульсов с датчика скорости на 100 метров пути. Если это число известно, то его следует просто вписать. Если нет, и «влом» считать импульсы, но есть GPS -навигатор, то можно коэффициент подкорректировать в пути. Допустим, едем по GPS -у 60 км/час, скорость более-менее стабильна, корректируем коэффициент в нужную сторону, наблюдая за спидометром на экране "УБК-1.8", до совпадения скоростей. Все!

АЦП датчика давления масла.

В качестве датчика давления масла также может использоваться резистивный датчик, у которого при увеличении измеряемого давления сопротивление так же увеличивается, и датчик с обратной зависимостью, у которого сопротивление уменьшается. В первом случае в окне калибровки АЦП следует выбрать - прямой вход, во втором - инверсный.

АЦП контроля температуры.

В качестве датчика температуры может использоваться резистивный датчик, у которого при увеличении измеряемой температуры сопротивление так же увеличивается, и датчик с обратной зависимостью, у которого сопротивление уменьшается. В первом случае в окне калибровки АЦП следует выбрать - прямой вход, во втором - инверсный.

АЦП датчика уровня топлива в баке.

Во-первых, для усреднения данных об остатке топлива в баке в целях устранения нежелательного эффекта некорректности показаний из за «качки» топлива, принято решение производить 10 измерений АЦП, а затем вычислять из полученных данных среднее арифметическое значение.

Датчиком может служить резистивный поплавок с прямой или обратной зависимостью, что указывается в меню. Правкой коэффициента и подстройкой резистора (см. ниже) добивается правдивость показаний топливо-метра.

Установка текущих даты и времени.

Тут, собственно, объяснять нечего. Редактируемое число обозначается парой «птичек» снизу.

Данные о внесенных изменениях сохраняются в память микроконтроллера. Изменения, касающиеся времени, записываются в микросхему первичных часов DS 1307. Для сохранения нужно нажать кнопку “Esc ”, в диалоговом окне, и на вопрос «Сохранить новые значения?», ответить “ОК”.

В противном случае - выход без сохранения - нажать “Esc ”, на экране появится надпись «НЕ СОХРАНЕНО».

Если есть необходимость использования сигнала для управления вентилятором охлаждения радиатора, то с платы "УБК-1.8" берется управляющий сигнал на реле вентилятора. Активный управляющий уровень - высокий.

Для того, чтобы интенсивность подсветки уменьшалась примерно на 50% при включении габаритных огней автомобиля, необходимо подать на контакт “Light ” сигнал с габаритов. Если этого не делать, подсветка будет всегда светить «в полный накал».

Расположение и назначение органов настройки, управления

и винтовых зажимов.

Water - входной сигнал с датчика-поплавка указателя уровня охлаждающей жидкости.

Speed - вход с датчика скорости.

R PM - вход с датчика частоты оборотов двигателя

Fuel - вход с датчика - поплавка в топливном баке.

Temp - вход с датчика температуры двигателя.

Press - вход с датчика давления масла двигателя.

GND - земля.

GND , DQ , NC - подключение цифрового датчика температуры DS 18B 20

Light - входной сигнал «габаритные огни».

Fun - выход для управления реле вентилятора охлаждения радиатора.

12V - питание.

GND - земля.

Вверху находится 16-ти "пиновый" разъем для подключения ЖКИ Winstar WH 2004.

Назначение кнопок управления:

S 1 - OK

S 2 - Up

S 3 - Down

S 4 - Esc

Назначение подстроечных резисторов:

R 8 - подстройка контрастности ЖКИ.

R 28 - подстройка показаний вольтметра.

R 36 - подстройка показаний манометра.

R 37 - подстройка показаний температуры двигателя.

R 38 - подстройка показаний остатка топлива.

Принципиальная схема

Напряжение питания c замка зажигания поступает на интегральные стабилизаторы U1 - LM7805 и U2 - LM7809.

Микроконтроллер Atmega16, операционник U3 - LM358, датчики DS18B20 часы на DS1307 и ЖКИ питаются напряжением +5 В. Дополнительным фильтром из L1, С14, С16 обвешено аналоговое питание микроконтроллера.

Напряжение +9В необходимо для питания делителей для датчиков давления, температуры и остатка топлива, сформированными резисторами R30, R31, R32 и соответствующими резисторами датчиков. Для фильтрования шумов и наводок в соединительных проводах от датчиков служат конденсаторы С22, С23 и С24. Дополнительно настроить входные уровни для АЦП контроллера с делителей позволяют подстроечные резисторы R36, R37 и R38. В схеме предусмотрены цепи защиты АЦП микроконтроллера от превышения напряжения на входах. Для вольтметра это элементы R29 и D9, для остальных - аналогично. Так, к примеру, при превышении напряжения после R28 выше 5В + напряжение падения на открытом диоде D9, ток начинает течь в направлении от R27, через часть резистора R28, R29 и D9, ограничивая напряжение на входе PA0 на уровне +5,4...5,6В.

Диоды D 1 и D 2, включенные последовательно со стабилизаторами служат для развязки входных емкостей С1,С1 и С6,С8 стабилизаторов от сигнала для записи одометров на PA 7. Нормальный уровень +5 В на выводе PA 7 формируется элементами D 3, R 2, C 11, D 4 и R 3. Запись в EEPROM новых значений одометров организована следующим образом. После выключения зажигания, на входе PA 7 появляется низкий уровень, что является для контроллера сигналом для инициализации подпрограммы записи последних показаний одометров в EEPROM . Накопленной энергии в емкостях обвязки интегрального стабилизатора LM 7805 хватает для этого с головой! Микроконтроллер производит сохранение новых значений и засыпает (Sleep down ) до нового включения.

Такой же формирователь на элементах R 24, C 20, D 8 и R 25 собран для отслеживания включения габаритных огней, сигнал с которого поступает на вывод PA 5 микроконтроллера. Программа микроконтроллера отслеживает уровень на нем, и, если он становится равным +5В, формирует на выводе PB 1 высокий уровень, шунтируя полевым транзистором с логическим управлением Q 1 ограничительный резистор R 11, поднимая яркость подсветки ЖКИ.

Для формирования сигналов с тахометра служит схема усилителя-ограничителя на операционном усилителе LM 358. Уровень входного сигнала ограничивается схемой на элементах R 15, D 7, R 16 до порога 4,7В, операционник в данном случае работает как компаратор. Такая схема из любого сигнала на входе формирует на выходе сигналы прямоугольной формы. Дополнительным фильтром служит конденсатор на входе - С12. Резистором R 13 задается гистерезис переключения компаратора.

Формирователь для считывания скорости собран аналогично.

Часы реального времени собраны на микросхеме Dallas DS 1307, которая питается от +5В при включенном устройстве. Поддерживать ход времени при отключенном питании позволяет литиевая батарейка В1. Микроконтроллер с микросхемой часов общается по 2-м проводам - SCL и SDA . Для точного отсчета количества импульсов с датчика скорости задействован один из таймеров микроконтроллера, который срабатывает по низкому уровню с вывода SQW /OUT микросхемы DS 1307. R 19, R 20 и R 21 подтягивающие резисторы.

Для повышения точности показаний тахометра, применено тактирование контроллера от внешнего термостабильного кварца Y 2 - 8МГц.

Для включения вентилятора системы охлаждения стоит ключ на Р-канальном полевике Q 2, драйвером для которого служит R 22 и полевой транзистор с логическим управлением - Q 3.

Кнопки S 1, S 2, S 3 и S 4 подключены к выводам PC 3, PC 2, PC 1 и PC 0 соответственно. В программе микроконтроллера включены внутренние подтягивающие резисторы, поэтому внешние схеме не нужны. Все нажатия кнопок и значащие процессы в работе программы микроконтроллера дублируются звуковым сигналом на LS 1, сигнал на который поступает с вывода PD 7 и усиливается транзистором Q 4.

О датчиках…

Как уже говорилось, резистивные датчики использовать можно любые. Опорным напряжением для них всех выбрано напряжение 9 вольт, полученное с помощью интегрального стабилизатора LM 7809, размещенного на плате устройства. Последовательно с каждым из датчиков включен 0,5 ваттный резистор, номиналом 240 Ом. Таким образом, для каждого из них составлен делитель напряжения, с которого снимается напряжение через подстроечный резистор и подается на АЦП. Мне попался датчик давления, у которого при нулевом давлении сопротивление составило 300 Ом. Поэтому выбран был резистор, номиналом в 240 Ом, для получения максимально возможного напряжения после делителя - 5 вольт. Так получается максимальное разрешение АЦП. Т.е. - 5 вольт на входе АЦП выглядят как 1023, а 0 вольт - как 0.

Для датчика уровня антифриза (тосола, воды) в радиаторе (расширительном бочке) используется обычный поплавок-лягушка. С которого при низком уровне «приходит» 0(ноль). Нормальный уровень - 1 (единица), при разомкнутых контактах лягушки, получается подтяжкой резистора на плате устройства.

В качестве датчика оборотов были испробованы активные индукционные датчики с выходным напряжением от 5 до 24 вольт. Применение формирователя на операционном усилителе LM 358 позволяет использовать сигнал с генератора, с вывода «W ». Так, на испытательном стенде для генераторов к одному из них был подключен "УБК-1.8". Прибору скормили правильный коэффициент, и он показывал частоту с достойной точностью, в сравнении со штатным механическим тахометром.

Для получения информации о скорости подойдут любые импульсы, размахом от нескольких вольт до 24 вольт.


Проект, прошивку

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера статью word

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатку от flash40a в Sprint Layot

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера печатку авторскую, сконвертированную antonio373 в Sprint Layot

Современный автомобили в большей степени оснащены бортовым компьютером учёта мгновенного и среднего расхода. Являясь обладателем авто Фиат Мареа 1.9JTD данной функции в нем не было предусмотрено. Заводские девайсы отказывались работать или выводили скудную и маловажную информацию.

Я являюсь приверженцем простоты и надёжности своих разработок. Что вполне и показала эксплуатация собранного устройства.

Самодельный бортовой компьютер (БК) через интерфейс K-Line для Итальянских авто. Испытан на JTD евро 2 и 3 (CF2, CF3). Схема согласования уровней микроконтроллера с К-линией взята с диагностического адаптера ELM327, команды (PIDs) опроса ЭБУ авто сканированы по К-линии при работе диагностического софта Multiecuscan. Также изучалась документация [АО “АвтоВАЗ” Генеральный Департамент Развития Управление Проектирования Электроники и электрооборудования ], [ISO/WD 14230-1 - Road Vehicles - Diagnostic Systems - Keyword Protocol 2000 - Physical layer ].
Протокол ISO14230. Для приёма/передачи по К-линии был задействован аппаратный USART интерфейс PIC16F628. Но поскольку вывод передатчика (ТХ) не имеет функции инверсного режима работы, требуемого по условию схемы, был задействован соседний вывод. Который программно работает в режиме ТХ передатчика, инвертируя его состояние.
В основу схемы взят индикатор 16х2 HD44780 (распиновка питания может отличаться), контроллер PIC16F628A и немного пассивных элементов smd (габарит 1206 и 805), номинал не критичен. Транзисторы можно MMBT2222 SOT-23 (2N2222). Кренка на 5В в layoute вверх радиатором для схемы с dip PICом. В зависимости от подсветки ЛСД (>20mA) может потребоваться небольшой радиатор для кренки. Цепочка R10 и D16 выполняют защитную функцию схемы. Сама плата вписывается в габариты и клеится с обратной стороны дисплея.

При подключении схемы к авто К-линию подключать в последнюю очередь, не допускать замыкание К-линии БК на плюс!.

Программная часть работы схемы начинается с инициализации LCD и подключению к ЭБУ авто. Для ЭБУ тип евро 2 и 3 отличается адресация подключения к блоку, выбор выполняется удержанием кнопки UP до появления надписи нужного типа CF2 или CF3. При успешном подключении к ЭБУ включится подсветка LCD. Далее чтение HW и SW номера ЭБУ для JTD. И переход в первое меню, 4 параметра (мгновенный и средний расход, скорость и температура двигателя), другие меню могут быть по 2, 3 параметра. Переход по
меню клавишей UP или Down (индикация нажатия - закрашенный первый сегмент). Можно сохранить текущее меню (с 0 по 12) как стартовое при включении бортового компьютера - длительно удержав UP (более 2 сек.).

В 13 меню - чтение ошибок, выводиться количество ошибок и до 4 кодов (слитно Р***), удаление ошибок - длительно удержав UP.
В 14 меню (мгновенный расход и общее количество газойля) - можно менять число цилиндров в авто (4 или 5) для правильного расчёта расхода топлива - длительно удержав UP.
В 15 меню сброс показаний средней скорости и среднего расхода, и также регулирование подсветки LCD - длительно удержав UP.
Регулирование подсветки LCD представляет собой цепочку: pin13 через Т2 - стандартная яркость; и pin3 через R12 - пониженная яркость подсветки.

В обновлении схемы, архив №2, меню смещены и 15 меню выделено под плавное регулирование яркости подсветки экрана (ШИМ). При длительном удержании кнопки - плавное нарастание яркости от 0 до 255 и так по кругу. При отпускании кнопки - сохранение значения яркости в энергонезависимой памяти. При этом возможна потеря связи с ЭБУ, т.к. опрос прерывается.
Расчёт расхода топлива выполняется по показаниям общего количества газойля, оборотов и скорости авто. И расчёт происходит при активном меню расхода. Мгновенный расход выводиться в литрах/час при скорости до 10км/ч, а выше - в литрах на 100км. Обесточив БК средний расход сброшен и =0. Формула расчёта расхода =...Литры*100/...км. При пройденном расстоянии равном нулю, средний расход стремится к бесконечности. По мере движения и увеличения пройденного пути средний будет приближаться к мгновенному значению расхода.
Меню включает в себя набор следующих параметров: обороты двигателя, текущую скорость, скорость круиз-контроля, температура двигателя, температура топлива и воздуха, подогрев свечей накала и топлива, общее количество газойля, расход воздуха, давление топлива и его регулятор, давление наддува и его регулятор; расчёт мгновенного и среднего расхода, и средней скорости; чтение/удаление ошибок авто.

Сообщение "Error K-Lines" говорит о замыкании К-линии на минус, питание схемы ниже 9В или неисправности схемы, в частности сгоревший транзистор Т1 при замыкании К-линии на плюс.
В версии для ВАЗа все данные читаются напрямую с блока ЭБУ одним кадром, включая расход в л/100км и л/час, согласно документации. Для ВАЗ (Lada) БК работает с блоком Январь-... .

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
МК PIC 8-бит

PIC16F628A

1 В блокнот
7805 Линейный регулятор

LM7805

1 В блокнот
T1, T2 Биполярный транзистор

2N3904

2 2N2222 В блокнот
D16 Стабилитрон

BZB784-C5V6

1 В блокнот
D17 Выпрямительный диод

1N4007

1 В блокнот
C1, C2 Конденсатор 22 пФ 2 В блокнот
C5, C6 Конденсатор 2.2 мкФ * 25В 2 В блокнот
R2 Резистор

33 кОм

1 В блокнот
R4 Резистор 4.7* кОм 1 В блокнот
R5 Резистор

47 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

2.2 кОм

1 В блокнот
R9 Резистор