Регулировка карбюратора к 63. Карбюраторы К63

Чтобы двигатель мотоцикла заводился без проблем и хорошо набирал обороты, должны работать минимум две системы. Одна из них - это система зажигания, вторая - система питания. Попросту говоря, должна быть искра в камере сгорания в нужное время и должно поступать топливо в смеси с воздухом в цилиндр в необходимом количестве.

Так вот о топливе. Прежде чем заниматься настройками системы питания, необходимо убедиться в том, что система зажигания настроена и работает как надо. Убедились, что все нормально? Тогда начнем.

С чего начать?

Начинать необходимо со свечей. Они многое могут рассказать. Выкручиваем свечи после заезда по трассе километров так на тридцать, как минимум, со средними или выше оборотами двигателя и внимательно их осматриваем. Черный нагар, похожий на сажу, говорит о том, что для нормального горения смеси не хватает воздуха. Смесь богатая. Много бензина и мало воздуха. Если изолятор свечи совсем без нагара или белый, то смесь бедная. Слишком много воздуха и маловато бензина. Нормальный цвет должен быть от песочного до красно-кирпичного. Если изолятор свечи нормального цвета, то в карбюратор лезть не стоит. Следует руководствоваться правилом, лучшее – враг хорошего.

Если карбюратор богатит

В первую очередь осматриваем воздушный фильтр. Он может быть грязным. Могут быть также перекрыты воздушные пути, например тряпку засосало, воздушный патрубок пережат или воздушная заслонка открывается не полностью, у кого она есть. С подачей воздуха разобрались, все у нас чисто, свободно, без препятствий. Идем дальше.

Можно снять карбюратор, полностью его разобрать, промыть, продуть все каналы, просушить и собрать заново, но далеко не всегда требуется полная разборка, чаще можно обойтись просто регулировками. Но если ваш карбюратор не реагирует на вращение регулировочного винта качества, то разборка и промывка просто необходима.

Первым делом проверяем уровень топлива в поплавковой камере . Как это сделать?

Начинаем с проверки запорного клапана или, попросту говоря, иглы. Не держащий запорный клапан – причина очень многих бед. В том числе и повышенного уровня бензина, который приводит к переобогащению смеси. На карбюраторах К-62, К-63, К-65, К-68 игольчатые клапаны бывают двух видов. С колечком или с резиновым конусом. Чтобы добраться до него, необходимо снять нижнюю крышку карбюратора, которая крепится к корпусу двумя винтами (осторожно при снятии, не повредите прокладку), потом снять поплавок, аккуратно выдавив его ось с направляющих. Иголочка, как правило, остается на язычке поплавка или выпадает. Осторожно, не потеряйте ее.

Осматриваем иголку, если она с резиновым конусом, то осматриваем конус, он должен быть без повреждений и посторонних предметов (волосков, песчинок и т. п.). Если игла с уплотнительным кольцом, то смотрим, как сидит это кольцо на головке иглы. Если колечко болтается или вообще отсутствует, необходимо заменить (установить) либо только уплотнительное колечко, либо иглу. Колечко должно сидеть плотно. Иголка должна двигаться по седлу без заеданий, в противном случае меняем весь клапан целиком.

При снятом карбюраторе уровень можно проверить так.

Переворачиваем карбюратор поплавком вверх и измеряем расстояние от плоскости корпуса до самой верхней части поплавка. Оно должно быть в пределах 26-27 мм. Если не соответствует, то размер регулируем подгибанием язычка поплавка.

Можно ли проверить и отрегулировать уровень топлива, не снимая карбюраторы на Урале? Они ведь установлены на головках цилиндров под углами к горизонтальной и вертикальной плоскостям?

При определенной сноровке это возможно. Для этого понадобится свободный поплавок от такого же карбюратора. В установленном на центральную подставку мотоцикле (речь идет об одиночке) открываем бензокран. Ждем некоторое время, чтобы карбюраторы наполнились бензином. Закрываем бензокран и отсоединяем бензошланг от карбюратора. Снимаем нижнюю крышку карбюратора с бензином и опускаем в нее запасной поплавок. Далее прислоняем крышку к нижней плоскости корпуса таким образом, чтобы плоскости крышки стали как бы продолжением плоскости корпуса (мы имитируем установку крышки, устанавливаем фактический угол наклона нижней части), при этом уровень топлива должен быть под обрез самого нижнего угла крышки и не переливаться через него. Если не соответствует, то путем подгибания-отгибания язычка добиваемся нужного уровня. В этом случае нижнюю крышку и бензошланг придется несколько раз снимать и ставить на место для контрольного наполнения бензином. После регулировки уровня приступаем к следующему.

Регулировка холостого хода и качества смеси (Карбюратор К-62, 63, 65, 68).

Регулировку производим на прогретом двигателе. Порядок действий примерно такой:

1. Устанавливаем минимальные устойчивые обороты двигателя путем вращения винта количества (на К-62,63,65 это верхний болт под ключ на 13, на К-68 это горизонтальный винт под отвертку).
2. Медленно вращая винт качества в ту или другую стороны (на всех перечисленных типах карбюратора это вертикальный винт под отвертку), ловим момент увеличения оборотов до максимальных (ориентировочно 1,5-2,5 оборота от полностью закрученного положения, но возможны отклонения в ту или иную сторону).
3. Повторяем 1-е и 2-е действие до установления нормальных оборотов холостого хода.
4. Проверяем регулировку путем открытия и закрытия дросселя.
5. Если при резком открытии ручки газа двигатель глохнет, заворачиваем винт качества на 1/4-1/2 оборота (обогащаем смесь).
6. Если двигатель глохнет при резком закрытии газа, выворачиваем винт качества на 1/4-1/2 оборота (обедняем смесь).

В 1985 году на киевских и ирбитских мотоциклах вместо карбюраторов К301 и К302 стали устанавливать более совершенные приборы нового семейства К63. Основные технические данные карбюраторов К63 и их применяемость на мотоциклах и двигателе К750 М01 приведены в таблице. Для левого и правого цилиндров устанавливают одинаковые приборы.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА

Карбюратор — горизонтальный, с центральным расположением поплавковой камеры и плоским дросселем вертикального хода. Он имеет две дозирующие системы — главную и холостого хода, а также пусковое устройство. Состоит из трех основных частей (рис. 1): корпуса 8, поплавковой камеры 38 и крышки 4 корпуса.

Рис. 1. Карбюратор К63Т : 1 — штуцер с контргайкой; 2 — пружина дросселя; 3 — ограничитель подъема дросселя; 4 — крышка корпуса; 5 — контргайка; 6 — планка дозирующей иглы; 7 — дроссель; 8 — корпус; 9 — воздушный канал распылителя; 10 — ось рычага поплавка; 11 — корпус распылителя; 12 — распылитель; 13 — крышка поплавковой камеры; 14 — главный топливный жиклер; 15 — топливный жиклер малой частоты вращения; 16 — стопорная шайба; 17 — канал подвода топливной смеси из пускового устройства; 18 — поплавок; 19 — упор топливного клапана для регулировки уровня топлива; 20 — топливный клапан; 21 — дренажное отверстие; 22 — эмульсионное отверстие; 23 — переходное отверстие; 24 — воздушный канал жиклера малой частоты вращения; 25 — дозирующая игла; 26 — канал, соединяющий поплавковую камеру с внешней средой; 27 — топливо-приемный штуцер; 28 — винт для регулировки малой частоты вращения коленчатого вала; 29 — винт для регулировки качества смеси при малой частоте вращения; 30 — воздушный канал; 31 — рычаг пускового устройства; 32 — щиток; 33 — пружина; 34 — плунжер пускового устройства; 35 — утопитель поплавка; 36 — игла плунжера; 37 — топливный жиклер пускового устройства; 38 — поплавковая камера.

Поплавковая камера соединена с внешней средой каналом 26, находящимся в корпусе. В крышке камеры предусмотрено дренажное отверстие 21. Поплавковый механизм рычажного типа состоит из двух поплавков 18 прямоугольной формы, соединенных общим рычагом. Поплавки и рычаг выполнены из капролактама как единая деталь.

В рычаг вставлена ось 10, крепящая поплавковый механизм к двум колонкам корпуса карбюратора. Топливный клапан 20 изготовлен из латуни в виде иглы. На его верхней конусной части установлена шайба из эластичного материала, которая практически не изнашивается, и благодаря этому обеспечивается высокая стабильность уровня топлива в поплавковой камере. В нижней части клапана сделана проточка, посредством которой он соединен с поплавком (тем самым предотвращается его зависание в направляющем канале).

Основные данные Модель карбюратора
К63Ф К63Т К63У
Применяемость
«Днепр—12», К750 М01 «Днепр—11» «Днепр—1 6» «Урал»
Диаметр диффузора, мм 26 26 28
Диаметр смесительной камеры, мм 28 28 30
Пропускная способность главного топливного жиклера, см3/мин 135 165 170
Диаметр отверстия распылителя, мм 2,78 2,78 2,78
Пропускная способность топливного жиклера холостого хода, см3/мин 50 50 50
Пропускная способность топливного жиклера корректора, см3/мин 55 55 55
Диаметр отверстия холостого хода, мм 0,7 0,7 0,7
Диаметр переходного отверстия, мм 1,2 1,2 1,2

Топливная смесь из пускового устройства в смесительную камеру карбюратора поступает по каналу 17.
Плунжер 34 неразборный. В нем встроены конусная игла 36, пружина 33, которая предотвращает заедание иглы, и наконечник для присоединения штока. Распылитель 12 главной системы запрессован в корпус 11, который имеет четыре радиальных отверстия. Дроссель П-образного сечения изготовлен из латунного листа. Полукруглый вырез на стенке дросселя, обращенный к воздухоочистителю, обеспечивает заданное разрежение над распылителем при работе двигателя на холостом ходу и малых нагрузках.

Дозирующая игла — из латуни или нержавеющей стали. В верхней части имеет резьбу для перемещения относительно распылителя. Это дает возможность изменять состав смеси на нагрузочных режимах работы при значительных колебаниях температуры воздуха, эксплуатации мотоцикла в горных условиях и т. п. Для обеспечения нужного состава смеси при пуске холодного двигателя (температура внешней среды минус 15° и ниже) карбюратор снабжен утопителем 35 поплавка. Корпус карбюратора, его крышка, поплавковая и сопловая камеры и наконечник плунжера пускового устройства отлиты из цинкового сплава.

При работе двигателя на малых оборотах в его цилиндры должно поступать наибольшее количество горючей смеси, для чего дроссель приподнят винтом 28 на малую величину. При этих условиях разрежение в зоне верхней части распылителя невелико и топливо из него не истекает. В то же время под влиянием разрежения в смесительную камеру (за дросселем) через отверстие 22 поступает эмульсия, которая образуется смешиванием топлива, выходящего из жиклера 15, и воздуха, поступающего по каналу 30. Она распыляется воздухом, идущим с большой скоростью в щель между нижней кромкой дросселя и корпусом карбюратора, и далее направляется в цилиндр.

Когда нужны более высокие обороты двигателя, увеличение подачи топлива обеспечивается тем, что при открытии дросселя повышается разрежение в зоне переходного отверстия 23, из которого также поступает топливо в смесительную камеру. Следовательно, при этих оборотах оно попадает туда через эмульсионное и переходное отверстия. Состав смеси регулируется винтом 29, а частота вращения — винтом 28. При отворачивании винта 29 смесь обедняется, а при заворачивании, наоборот, обогащается, вызывая соответственно увеличение или уменьшение оборотов.

При переходе на нагрузочные режимы, когда дроссель приподнимается, разрежение в распылителе 12 главной дозирующей системы повышается. Происходит истечение топлива из поплавковой камеры через жиклер 14, кольцевую полость между дозирующей иглой и стенками распылителя в поток воздуха главного воздушного канала карбюратора. Здесь топливо распыляется, частично испаряется и поступает в цилиндр. Состав смеси при работе двигателя на нагрузочных режимах зависит от положения конусной дозирующей иглы 25, пропускной способности главного топливного жиклера 14 и работы системы холостого хода. При помощи дозирующей иглы обеспечивается необходимая подача топлива в наиболее употребительном интервале нагрузок двигателя, соответствующем примерно подъему дросселя от одной до трех четвертей его хода. С перемещением его вверх увеличивается площадь кольцевого сечения, заключенного между иглой и стенкой распылителя, и, стало быть, количество выходящего из него топлива. При подъеме дросселя до четверти хода состав смеси определяется работой системы холостого хода. Это обусловлено тем, что в жиклер 15 топливо поступает непосредственно из поплавковой камеры. Поэтому оно подается через отверстия 22 и 23 системы холостого хода в главный воздушный канал и на нагрузочных режимах.

В последней четверти хода дросселя проходное сечение воздушного тракта в зоне распылителя меняется сравнительно мало, поэтому и расход воздуха остается почти неизменным. В этих условиях количество подаваемого топлива определяется в основном пропускной способностью главного жиклера при минимальном влиянии зазора в паре игла—распылитель. Смесь при этом дополнительно обогащается, что и требуется для работы двигателя на режимах наибольших мощностей.

Воздух, который поступает по каналу 9 из входного патрубка в кольцевую щель между распылителем и его корпусом, существенно улучшает смесеобразование. Проходя с болыцой скоростью через щель, он передает часть своей кинетической энергии более инертному топливу, которое выходит из распылителя. При этом струя топлива отбрасывается вверх к середине диффузора, что способствует улучшению процесса дробления и распыления, а также его испарению. Кроме того, намного ухудшаются условия образования нежелательной пленки на стенках газовоздушного тракта. Все это заметно повышает качество приготовляемой карбюратором смеси и понижает чувствительность двигателя к изменению состава.

Перед пуском холодного двигателя плунжер 34 поднимают рычагом 31 в верхнее положение. Под влиянием разрежения, образовавшегося за дросселем при проворачивании кик стартером коленчатого вала, топливо поступает через жиклер 37 в полость под плунжером. Здесь оно смешивается с воздухом, который идет по каналу из входного патрубка карбюратора, затем в виде богатой эмульсии направляется по каналу 17 в смесительную камеру и далее в цилиндр двигателя.

При полностью поднятом плунжере достигается максимальное обогащение смеси, ограниченное пропускной способностью жиклера 37. При опускании плунжера смесь обедняется и подачу топлива лимитирует зазор между иглой и стенками канала, в котором она находится. При полностью опущенном плунжере игла запирает топливный канал и подача топлива прекращается.

РЕГУЛИРОВКА

Как и всегда, перед началом регулировки карбюраторов надо проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между электродами свечи зажигания, между контактами прерывателя, между стержнями клапанов и торцами коромысел.

Холостой ход . Сначала надо убедиться, что между наконечником оболочки троса и штуцером есть зазор 2 — 3 мм. Если он меньше или больше, необходимо ослабить контргайку штуцера и, поворачивая его вправо или влево, отрегулировать зазор и застопорить штуцер контргайкой. Когда прогретый двигатель останавливается при минимальной частоте вращения без нагрузки, то следует отрегулировать систему холостого хода карбюраторов, причем каждого в отдельности, отключая другой цилиндр.

Порядок таков. Винтом 28 установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, затем постепенно отворачивать винт 29 до появления перебоев в работе двигателя, после чего медленно его заворачивать до устойчивой работы. Далее винтом 28 вновь уменьшить открытие дросселя до получения минимально устойчивых оборотов, регулируя одновременно состав смеси винтом 29. Эти операции повторять до тех пор, пока будут получены минимальные устойчивые обороты вала двигателя. Аналогично Отрегулировать карбюратор другого цилиндра.

После регулировки холостого хода частота вращения коленчатого вала при работе левого и правого цилиндров должна быть одинаковой. Это можно проверить на слух, поочередно отключая правый и левый цилиндры снятием колпачка со свечи. Если обороты двигателя при работе правого и левого цилиндров разнятся, карбюраторы вновь регулируют, вворачивая винты 28, пока обороты станут одинаковыми. Устойчивость работы двигателя проверяют, резко открывая и закрывая дроссели (поворачиванием рукоятки газа).

Если двигатель работает устойчиво при малой частоте вращения, но останавливается при резком открытии дросселя, надо обогатить смесь, завернув винт 29 на четверть — половину оборота. Если двигатель останавливается при резком закрытии дросселя, смесь надо обеднить, вывернув винт 29 на четверть—половину оборота.

Эксплуатационные режимы. Работа двигателя на таких режимах (средние нагрузки) зависит от положения иглы в дросселе, поэтому регулировка заключается в выборе правильного ее положения. Потребность в этом появляется при изменении сезонных условий (лето—зима), в обкаточный период или для повышения мощности двигателя (в ущерб экономичности). Регулировку проводят перемещением дозирующей иглы 26 по резьбе относительно планки 6, предварительно ослабив контргайку 5. Игла при ввинчивании ее в планку поднимается по отношению к отверстию распылителя, и смесь обогащается, при вывинчивании — обедняется. Один оборот иглы обеспечивает перемещение ее на 0,5 мм.

Проверяют регулировку резким увеличением частоты вращения коленчатого вала. Если при этом будут прослушиваться хлопки в карбюраторе, то смесь нужно обогатить, подняв иглу.

Уровень топлива. Его проверяют, когда наблюдается повышенный расход топлива или недостаточная приемистость двигателя, а также при замене топливного клапана или поплавка.

Для установки уровня топлива в поплавковой камере надо демонтировать карбюратор и снять крышку камеры и уплотнительную прокладку. При вертикальном положении карбюратора поплавковой камерой вверх поясок на боковой поверхности поплавка (в средней части) должен быть параллелен плоскости корпуса карбюратора, прилегающей к крышке поплавковой камеры, а расстояние между пояском и той же плоскостью должно быть равно 13±1 мм. При необходимости положение поплавка изменяют, подгибая упор 19 клапана.

УХОД ЗА КАРБЮРАТОРОМ

Через каждые 5000 километров пробега рекомендуется промывать и продувать карбюраторы. Ацетоном и другими подобными растворителями можно промывать только жиклеры. Протирать детали ветошью или другими аналогичными материалами не допускается. Для очистки жиклеров нельзя применять стальную проволоку, которая может изменить сечение их отверстий, а следовательно, нарушить работу карбюратора. Устанавливая на место дроссель, необходимо следить, чтобы вырез его был обращен в сторону воздушного фильтра.

При длительной эксплуатации мотоцикла в условиях жаркого климата (температура плюс 35—40° С и выше), а также на высоте 2000 метров над уровнем моря и более рекомендуется опустить дозирующую иглу, а при температуре воздуха минус 15° С и ниже — поднять. Подтекание топлива через дренажное отверстие 21 карбюратора свидетельствует о негерметичности топливного клапана поплавковой камеры. В этом случае следует промыть клапан или заменить эластичную его шайбу, устранить риски и забоины на седле клапана.

После обкатки мотоцикла (пробег около 2500 километров) отвернуть гайки крепления карбюратора, снять его, подтянуть винты, крепящие проставку к головке цилиндра, и раскернить их головки.

УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА НА МОТОЦИКЛЫ «ДНЕПР» ПРЕДЫДУЩИХ МОДЕЛЕЙ

В карбюраторах К63Т, К63Ф фланец крепления по сравнению с карбюратором типа К301 повернут на 90° и расположен в горизонтальной плоскости. Поэтому для правильной их установки (рис. 2) на двигатели МТ и К750 М01 применяют специальную проставку.

Рис. 2. Установка карбюратора К63Т на двигатель МТ : 1 — карбюратор; 2 — болт крепления проставки к карбюратору; 3 и 5 — прокладки; 4 — проставка; 6 — головка цилиндра; 7 — винт крепления проставки к головке цилиндра.

В запасные части К63Т и К63Ф поступают в комплекте с проставкой 4, прокладкой 3, болтами 2 с гайками и шайбами, винтами 7.

При установке К63Т вместо К301 на выпущенные ранее мотоциклы «Днепр-11» и «Днепр-16», К650, МТ9, МТ10, МТ10—36 необходимо вывернуть из головки шпильки, вставить в гнезда проставки болты 2 и винтами 7 прикрепить ее к головке. Затем прикрепить к проставке болтами 2 через прокладку 3 карбюратор. Прокладку 5 берут от старого карбюратора. Если при установке проставка упирается в ребра цилиндра или головку, надо подпилить их по месту.

К двигателю К750 М01 с карбюраторами К63Ф прилагаются также две уплотнитель-ные ступенчатые резиновые муфты в сборе с хомутами. При установке этого двигателя на мотоциклы М72, К750М и «Днепр—12» следует укоротить по месту впускной патрубок правого цилиндра (сбоку карбюратора на 8 мм и сбоку корректора на 4 мм) и заменить старые муфты с хомутами новыми.

Ф. ШИПОТА, инженер КМЗ
Э. ПАЛЬМАН, инженер ЛенКарЗа

Как и всегда, перед началом регулировки карбюраторов надо проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между электродами свечи зажигания, между контактами прерывателя, между стержнями клапанов и торцами коромысел.

Холостой ход. Сначала надо убедиться, что между наконечником оболочки троса и штуцером есть зазор 2-3 мм. Если он меньше или больше, необходимо ослабить контргайку штуцера и, поворачивая его вправо или влево, отрегулировать зазор и застопорить штуцер контргайкой. Когда прогретый двигатель останавливается при минимальной частоте вращения без нагрузки, то следует отрегулировать систему холостого хода карбюраторов, причем каждого в отдельности, отключая другой цилиндр. Порядок таков. Винтом 28 установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, затем постепенно отворачивать винт 29 до появления перебоев в работе двигателя, после чего медленно его заворачивать до устойчивой работы. Далее винтом 28 вновь уменьшить открытие дросселя до получения минимально устойчивых оборотов, регулируя одновременно состав смеси винтом 29 . Эти операции повторять до тех пор, пока будут получены минимальные устойчивые обороты вала двигателя. Аналогично отрегулировать карбюратор другого цилиндра.

После регулировки холостого хода частота вращения коленчатого вала при работе левого и правого цилиндров должна быть одинаковой. Это можно проверить на слух, поочередно отключая правый и левый цилиндры снятием колпачка со свечи. Если обороты двигателя при работе правого и левого цилиндров разнятся, карбюраторы вновь регулируют, вворачивая винты 28 , пока обороты станут одинаковыми. Устойчивость работы двигателя проверяют, резко открывая и закрывая дроссели (поворачиванием рукоятки газа).

Если двигатель работает устойчиво при малой частоте вращения, но останавливается при резком открытии дросселя, надо обогатить смесь, завернув винт 29 на четверть - половину оборота. Если двигатель останавливается при резком закрытии дросселя, смесь надо обеднить, вывернув винт 29 на четверть - половину оборота.

Эксплуатационные режимы. Работа двигателя на таких режимах (средние нагрузки) зависит от положения иглы в дросселе, поэтому регулировка заключается в выборе правильного ее положения. Потребность в этом появляется при изменении сезонных условий (лето-зима), в обкаточный период или для повышения мощности двигателя (в ущерб экономичности). Регулировку проводят перемещением дозирующей иглы 25 по резьбе относительно планки 6 , предварительно ослабив контргайку 5. Игла при ввинчивании ее в планку поднимается по отношению к отверстию распылителя, и смесь обогащается, при вывинчивании - обедняется. Один оборот иглы обеспечивает перемещение ее на 0,5 мм.

Проверяют регулировку резким увеличением частоты вращения коленчатого вала. Если при этом будут прослушиваться хлопки в карбюраторе, то смесь нужно обогатить, подняв иглу.

Уровень топлива. Его проверяют, когда наблюдается повышенный расход топлива или недостаточная приемистость двигателя, а также при замене топливного клапана или поплавка.

Для установки уровня топлива в поплавковой камере надо демонтировать карбюратор и снять крышку камеры и уплотнительную прокладку. При вертикальном положении карбюратора поплавковой камерой вверх поясок на боковой поверхности поплавка (в средней части) должен быть параллелен плоскости корпуса карбюратора, прилегающей к крышке поплавковой камеры, а расстояние между пояском и той же плоскостью должно быть равно 13+/-1 мм. При необходимости положение поплавка изменяют, подгибая упор 19 клапана.

Приложение №1

Рис. 1. Карбюратор К63Т (см. выше):

  1. штуцер с контргайкой;
  2. пружина дросселя;
  3. ограничитель подъема дросселя;
  4. крышка корпуса;
  5. контргайка;
  6. планка дозирующей иглы;
  7. дроссель;
  8. корпус;
  9. воздушный канал распылителя;
  10. ось рычага поплавка;
  11. корпус распылителя;
  12. распылитель;
  13. крышка поплавковой камеры;
  14. главный топливный жиклер;
  15. топливный жиклер малой частоты вращения;
  16. стопорная шайба;
  17. канал подвода топливной смеси из пускового устройства;
  18. поплавок;
  19. упор топливного клапана для регулировки уровня топлива;
  20. топливный кран;
  21. дренажное отверстие;
  22. эмульсионное отверстие;
  23. переходное отверстие;
  24. воздушный канал жиклера малой частоты вращения;
  25. дозирующая игла;
  26. канал, соединяющий поплавковую камеру с внешней средой;
  27. топливоприемный штуцер;
  28. винт для регулировки малой частоты вращения коленчатого вала;
  29. винт для регулировки качества смеси при малой частоте вращения;
  30. воздушный канал;
  31. рычаг пускового устройства;
  32. щиток;
  33. пружина;
  34. плунжер пускового устройства;
  35. утопитель поплавка;
  36. игла плунжера;
  37. топливный жиклер пускового устройства;
  38. поплавковая камера.

Модернизация Явы Прошло около трех лет с начала поставок в Советский Союз нового дорожного мотоцикла Ява-634. Сначала это была модификация Ява 634.01, затем — Ява 634.04, отличавшаяся от первой некоторыми деталями. Чехословацкие специалисты внимательно изучили опыт эксплуатации машин, а также замечания и пожелания советских мотоциклистов, высказанные, в частности, во время слетов друзей ЯВЫ в СССР, и внесли в конструкцию ряд изменений. Благодаря этому значительно повысились технические и потребительские качества машины. Кроме того, в интересах безопасности движения внедрены некоторые нововведения, продиктованные последними советскими стандартами. И вот с начала нынешнего года завод ЯВА приступил к выпуску модификации, получившей обозначение Jawa 634.8.00. Чем же она отличается от предшественницы? Сразу обращает на себя внимание цвет — он красный, а не вишневый, как был прежде. На левой рукоятке руля появилось зеркало, позволяющее видеть обстановку сзад...

25 26 27 28 29 ..

Карбюратор К-63 мотоциклов Урал, Днепр

С 1985 года на мотоциклах "Днепр" с двигателем К-750М и "Урал" стали устанавливать карбюраторы типа К-63. Карбюраторы обоих цилиндров одинаковы по конструкции и вза-имозаменяемы (рис. 3.4).

Карбюратор К-63 Т с горизонтальным размещением смесительной камеры, центральным размещением поплавковой камеры и плоским дросселем вертикального хода включает в состав главную дозирующую систему, систему холостого хода, а также пусковое устройство. Его основными частями являются поплавковая камера и крышка корпуса 37 (рис. 3.4).

В корпусе карбюратора помещен главный топливный жиклер 13, воздушный канал главной дозирующей системы, сопловая камера 7, дроссель 5 с дозирующей иглой 34, пружина дросселя 35, топливный жиклер малой частоты вращения 14, распылитель 11, топливоприемный штуцер 25, утопитель поплавка 18, регулировочный винт малой частоты вращения 24, а также детали пускового устройства 19-23.

Рис. 3.4. Карбюратор К-63Т: 1 - штуцер с контргайкой; 2 - ограничитель поднятия дросселя; 3 -контргайка; 4 - планка дозирующей иглы; 5 - дроссель; 6 - корпус; 7 - сопловая камера; 8 -воздушный канал распылителя; 9 - ось рычага поплавка; 10 -корпус распылителя; 11 -распылитель; 12 - крышка поплавковой камеры; 13 - главный топливный жиклер; 14 - топливный жиклер малой частоты вращения; 15 - стопорная шайба; 16 - упор топливного клапана для регулировки уровня топлива; 17 - топливный жиклер пускового устройства; 18 - утолитель поплавка; 19 - игла плунжера; 20 - плунжер пускового устройства; 21 - пружина; 22 - шток; 23 -рычаг пускового устройства; 24 - винт регулирования качества смеси на малой частоте вращения; 25 - топливоприемный штуцер; 26 - воздушный канал жиклера малой частоты вращения; 27 -воздушный канал; 28 - топливный клапан; 29 - поплавок;
30 - канал подачи горючей смеси к пусковому устройству; 31 - дренажное отверстие; 32 -эмульсионное отверстие; 33 - переходное отверстие; 34 - дозирующая игла; 35 - пружина дросселя; 36 - канал соединения поплавковой камеры с окружающей средой; 37 - крышка корпуса; 38 -винт регулировки малой частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.

Корпус карбюратора, крышка корпуса, поплавковая и сопловая камеры, а также наконечник плунжера пускового устройства отлиты из цинкового сплава.

В крышке карбюратора установлен упор оболочки троса управления дросселем, ограничитель поднятия дросселя 2 и винт 38 с тягой для регулировки малой частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу. Крышка притягивается к корпусу двумя винтами через уплотнительную прокладку. Поплавковая камера соединяется с окружающей средой при помощи канала 36 в корпусе карбюратора. В крышке поплавковой камеры имеется дренажное отверстие 31. Между поплавковой камерой и корпусом установлена уплотняющая прокладка.

Поплавковый механизм рычажного типа состоит из двух поплавков 29 прямоугольной формы, соединенных между собой общим рычагом. Поплавки и рычаг изготовлены из капролактама как одна деталь. В рычаге установлена ось 9 крепления поплавкового механизма к двум колонкам корпуса карбюратора.

Топливный клапан 28 изготовлен из латуни в форме иглы. В верхней конусной части клапана установлена шайба из эластичного материала. Шайба практически не стирается во время работы клапана, что дает возможность обеспечить стабильность уровня горючего в поплавковой камере длительное время. В нижней части клапана имеется проточка, при помощи которой нижний клапан соединяется с поплавком.

У плунжера неразборная конструкция. В нее входят: наконечник для соединения троса; конусная игла 19 и пружина, предназначенная для предотвращения заедания иглы в седле. Распылитель главной системы включает в себя корпус и распылитель, который запрессован в корпус. В корпусе распылителя имеется четыре радиальные отверстия.

Сопловая камера прикреплена к корпусу карбюратора вместе с корпусом распылителя. Дроссель Л-подобного сечения изготовлен из латунного листа. В нем два фасонных отверстия. Одно из фасонных отверстий предназначено для соединения дросселя с тягой регулирующего винта, второе - для закрепления троса управления дросселем.

Выступы фиксируют пружину дросселя в вертикальном положении. Радиальный вырез на стенке дросселя, повернутый к воздухоочистителю, создает заданное разряжение над распылителем на холостом ходу при малых нагрузках на двигатель.

Дозирующая игла изготовлена из нержавеющей стали. В ее верхней части имеется резьба для перемещения относительно распылителя, что дает возможность использовать смеси разного состава в случаях работы двигателя при значительных колебаниях температуры воздуха, а также в случаях эксплуатации мотоциклов в горных условиях.

Чтобы обогатить смесь в случае пуска холодного двигателя при низких температурах окружающей среды (-15 °С и ниже), используют утолитель поплавка 18 (рис. 3.4).

Если двигатель работает с малой частотой вращения, в его цилиндрах должно находиться небольшое количество топливной смеси. Для этого дроссель немного поднимают винтом 38 на незначительную величину. В этом случае разряжение в зоне расположения верхней части распылителя небольшое и горючее из него не вытекает. Под действием разряжения в смесительной камере за дросселем из отверстия 32 вытекает эмульсия, которая образуется при смешении горючего, выходящего из жиклера 14, и воздуха, который подается по каналу 27. Эмульсия горючего при выходе из эмульсионного отверстия 32 в смесительную камеру распыляется воздухом, который заходит с большой скоростью в щель между нижней кромкой дросселя и корпусом карбюратора, и поступает в цилиндр. При работе двигателя с большей частотой вращения коленчатого вала необходимо увеличивать подачу горючего. Для этого открывают дроссель, увеличивается разряжение в зоне расположения переходного отверстия 33, из которого горючее вытекает в смесительную камеру.

Винтом 24 регулируется состав горючей смеси при работе двигателя с малой частотой.

Если его отвернуть, смесь обедняется, а если завернуть - обогащается. Частота вращения коленчатого вала регулируется винтом 38. Если его отвернуть - частота вращения увеличивается, а если завернуть - уменьшается.

В случае перехода на режим работы двигателя с нагрузкой дроссель поднимается и увеличивается разряжение в распылителе 11 главной дозирующей системы. Горючее вытекает из дозирующей камеры через жиклер 13 и кольцевую полость между дозирующей иглой и стенками в

поток воздуха главного воздушного канала карбюратора, тут топливо распыляется, частично испаряется и затем поступает в цилиндр двигателя.

Наилучший состав смеси при работе двигателя в нагруженных режимах с небольшой частотой вращения добиваются при регулировке положения конусной дозирующей иглы 34 и главного топливного жиклера 13. При помощи дозирующей иглы получают топливо в наиболее употребимом интервале работы двигателя (приблизительно 3/4 хода дросселя). С перемещением дросселя вверх увеличивается площадь кольцевого сечения между иглой и стенкой распылителя, вследствие чего количество горючего, проходящего через распылитель, увеличивается.

Когда дроссель поднимается до своего хода, состав горючей смеси в упомянутых режимах работы двигателя определяется работой системы малой частоты вращения коленчатого вала. Это обусловлено тем, что жиклер 14 питается топливом непосредственно из поплавковой камеры. Поэтому горючее подается непосредственно через отверстия 32 - 33 малой частоты вращения холостого хода в главный воздушный канал также и в нагруженных режимах работы двигателя. При поднятии дросселя на 3/4 хода проходное сечение воздушного тракта в зоне расположения распылителя изменяется сравнительно мало, поэтому расход воздуха остается почти неизменным. В этих условиях количество горючего, которое подается, определяется в основном пропускной способностью главного жиклера при минимальном влиянии зазора пары игла-распылитель. Смесь при этом дополнительно обогащается.

Воздух, подводимый по каналу 8 из входного патрубка в кольцевую щель между распылителем и его корпусом, улучшает качество горючей смеси. Проходя со значительной скоростью через щель, воздух передает часть своей кинетической энергии более инертному горючему, которое выходит из распылителя. При этом струя горючего, которая выходит из распылителя, отбрасывается вверх к середине диффузора, что способствует улучшению процессов дробления и распыления горючего, а также его испарения. Кроме того, снижается возможность образования пленки на стенках газовоздушного тракта, что увеличивает качество приготовления смеси в карбюраторе.

Перед пуском холодного двигателя плунжер 20 поднимается рычагом 23 в верхнее положение. Под воздействием разряжения, которое образуется за дросселем во время прокручивания кикстартером коленчатого вала, горючее идет через жиклер 17 в полость под плунжером. Тут оно смешивается с воздухом, который поступает через канал из входного патрубка карбюратора, потом в виде обогащенной эмульсии проходит через канал 30 в смесительную камеру и дальше в цилиндр двигателя.

Максимальное обогащение смеси достигается в случае полного поднятия плунжера и определяется пропускной способностью жиклера 17. При опускании плунжера смесь обедняется и подача горючего лимитируется зазором между иглой и стенками канала, в котором она находится. Если плунжер опущен полностью, то игла закрывает топливный канал и подача горючего прекращается.

В карбюраторах К-63Т фланец крепления сравнительно с карбюраторами типа К-301 повернут на 90° и размещен в горизонтальной плоскости. Поэтому для их правильной установки на двигателях МТ и К-750М используют специальную проставку 4 (рис. 3.5).