Самостоятельный ремонт амортизатора. Ремонт стоек амортизаторов своими руками

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Наверное, не откроем большого секрета, если скажем, что на дорогах нашей страны более всего из агрегатов и механизмов автомобиля страдает подвеска. Беда в виде дорог остается актуальной уже сотни лет с момента определения двух бед России.

Как и где будем производить ремонт стоек амортизаторов?

Не умаляя значения каждой из частей подвески, обратим своё внимание на стойки амортизатора, как важнейший элемент подвески любого автомобиля. Амортизаторные стойки передней подвески выполняются по принципу гидравлического амортизатора двустороннего действия. Стойка амортизатора задняя, как правило, изготавливается двухтрубной традиционной конструкции.

Различие в стойках амортизаторов обусловлено тем, что передние стойки оказывают определенное влияние на управляемость автомобиля, что напрямую связано с . Вывод прост – исправность стоек амортизатора, это комфортное и автомобиля.

Ремонт неразборных стоек амортизаторов своими руками выполнить вряд ли получится, так как для этого необходимо специальное оборудование. И сервисы, предоставляющие услуги по ремонту неразборных стоек существуют, естественно с внесением определенных конструктивных изменений в стойку. Гарантия такого ремонта? Можно только догадываться, и посчитать есть ли смысл и экономическая эффективность такого мероприятия.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Многие начинающие и не только автовладельцы уделяют техническому состоянию своих автомобилей недостаточно внимания. Однако нужно знать симптомы неисправностей важных узлов авто, таких как ходовая часть, например, от этого зависит безопасность, в конце концов. Если амортизаторы будут неисправны, последствия могут быть следующие:

  • раскачивания на любых кочках и неровностях;
  • низкая эффективность торможения;
  • износ других деталей подвески;
  • сильные крены кузова в поворотах;
  • снижение управляемости.

Д ля проверки амортизаторов существует несколько основных методов:

  1. Визуальный осмотр. Такую проверку легко провести самостоятельно. На поверхности амортизаторов не должно быть подтёков масла (пятна могут оставаться и на земле после длительной стоянки). Если ничего не предпринимать масла не останется совсем и амортизатор перестанет выполнять свои функции.
  2. Проверка на ходу. Если амортизаторы неисправны, то во время движения при наезде на любые неровности кузов будет сильно раскачиваться, а в поворотах сильно крениться (на большой скорости велика вероятность опрокидывания автомобиля). Несколько амортизаторов редко выходят из строя одновременно, поэтому подобные симптомы будут проявляться только на проблемной стороне. При возникновении стуков от амортизаторов лучше воздержаться от эксплуатации авто, т. к. это может привести к выходу из строя ступичных, опорных подшипников и других элементов подвески.
  3. Проверка раскачиванием. Доступный любому автовладельцу способ диагностики. Для этого нужно поочередно надавливать несколько раз на каждую из четырех сторон с креплением стоек. В идеале покачиваний не должно быть более двух, если их больше, а амплитуда колебаний явно выше, это говорит о неисправном амортизаторе. Также можно проверить эти узлы после снятия, надавив на шток. Если амортизаторы в исправном состоянии для сдавливания штока придется приложить усилие, неисправный с лёгкостью опустится. Для более точной диагностики потребуется обратиться в специализированный автосервис, где есть вибростенд, имитирующий прохождение автомобилем реальных неровностей.

Ремонт стоек амортизаторов своими руками

Современные легковые автомобили в большинстве своем комплектуются неразборными амортизационными системами. А вот классические модели имеют в подвеске ремонтопригодные детали, поэтому ремонт стоек амортизаторов своими руками вполне реальное мероприятие.

Этапы замены стоек амортизатора своими руками

  • Замена, ремонт стоек амортизатора осуществляется только парный.
  • Из инструментов нужен стоечный ключ для классики и плюс для переднеприводных – пружины и стяжки.
  • При процедуре ремонта стоек амортизаторов под автомобиль устанавливаются «козлы», ни в коем случае не надеемся на домкрат.
  • Демонтаж стойки на классике выполняется просто, а вот на переднеприводных необходимо сжать пружину равномерно стяжками с двух сторон. Сжатая пружина переставляется на новую стойку после визуальной дефектовки.
  • Затем непосредственно работа со стойкой: демонтируем её, сливаем масло, вынимаем начинку в утиль, а на её место вставляем новый патрон, затем в обратном порядке собираем место стойки – пружина, опорный подшипник, и стойку на авто.
  • После ремонта стоек амортизаторов своими руками обязательной процедурой является сход-развал.
  • Ремонт стойки амортизатора задней производится по тому же принципу, и только в паре.

К онечно, острый на язык читатель скажет: тот, кто покупает машину за несколько миллионов, может легко потратить сотню-другую на стойки. Это, конечно, справедливо, но только на первый взгляд. Во-первых, учтите качество дорожного покрытия, далекое от желаемого, и представьте, как быстро скончаются новые амортизаторы, установленные на автомобиль массой более 2,5 тонн. Во-вторых, не стоит отбрасывать факт умения считать расходы у людей, передвигающихся на GL500. А в конце виртуального тура представьте, что вам, владельцу X5, говорят: «Ремонт одного амортизатора встанет вам в 350 евро». Почти в 5 раз дешевле! И каким после этого будет ваше решение?

Об устройстве амортизаторов говорить не будем: достаточно было сказано в . Сегодня мы сконцентрируемся исключительно на поломках и их устранении.

Поломки

Одна из самых распространенных неисправностей амортизатора – это утечки рабочей жидкости через поврежденный сальник. Есть несколько причин, по которым ему приходит конец, и самая главная – трение. Самый простой вариант – когда срок службы вышел, и уплотняющая часть износилась. Но бывает, амортизатор начинает «потеть» или протекать, не пройдя и половины своего ресурса.

Причиной того может быть зима – вернее, . Например, вы выехали куда-нибудь из теплого гаража, остановились выпить горячего шоколада и немного засиделись в кофейне. На штоке амортизатора из-за нагрева и последующего резкого охлаждения на морозе образовались крупинки льда. Они-то и порвут сальник на относительно новом амортизаторе. Кроме того, смерть сальнику может прийти и после попадания пыли и грязи на шток вследствие повреждения пыльника.

Сам шток «убить» тяжело, но он перемещается в направляющей втулке, в которую, в свою очередь, запрессованы тефлоновые кольца. Эти кольца, ясное дело, изнашиваются, и тогда шток начинает испытывать ударные нагрузки в контактной поверхности. Если вовремя не обратить на это внимание, можно будет разбить всю направляющую втулку – а это уже беда и с точки зрения безопасности вождения. Ну а про втулки амортизатора и говорить нечего, они могут порваться первыми. Заменить их – невеликая проблема, но бывает, что это просто не предусмотрено конструктивно.

Клапаны поршня – пожалуй, самые живучие элементы сборки: ломаться в них по сути нечему. Но бывает так, что через разрушенный сальник и разбитые тефлоновые кольца внутрь амортизатора попадают мелкие частички грязи. Вот они-то и могут доставить ряд неприятностей, самая печальная из которых – неплотное прилегание клапана. Тогда амортизатор будет «болтаться» на ход сжатия или отбоя – как повезет.

Еще может «порадовать» газ или воздух, попавший внутрь амортизатора. Проявляется это в слышимых ударах со стороны амортизатора при его работе. Удар возникает при прохождении пузырька воздуха через клапан и поршень, при котором стойка как бы резко проседает.

Как воздух может попасть в однотрубный амортизатор? Да очень просто – через износившееся уплотнительное кольцо разделительного поршня. Оно изнашивается постепенно, потому в определенный момент начинает «травить» газ в полость с рабочей жидкостью. Если вовремя не выявить проблемы с герметичностью, то независимо от того, двух- или однотрубный у вас амортизатор, произойдет вспенивание рабочей жидкости с потерей демпферных свойств и резко возросшим износом трущихся поверхностей. Если амортизатор двухтрубный, то по причине износа или, опять же, попадания посторонних частиц выходит из строя донный клапан, отвечающий за ход сжатия.

С поршнем все просто: скорее, износится уплотнительное кольцо, нежели сам поршень. Но правды ради стоит сказать, что есть на наших просторах «умельцы», которые и эту часть «укладывают на обе лопатки». Цилиндр также редко обращает на себя внимание, и единственное, чем может опечалить – это задиры из-за все той же грязи.

В случае с электронно-управляемыми амортизаторами, кроме чисто механических повреждений, проблемы возникают с перепускными соленоидами хода отбоя и сжатия. Если один из них подклинит, например, в открытом положении, то сделает подвеску очень мягкой только в одном направлении.

Диагностика

Каждый автолюбитель знает: если вы качнули автомобиль, а он колеблется, как на волнах – ясно, что с амортизаторами не все в порядке. Потеки рабочей жидкости тоже быстро обнаруживают в себе как минимум износ сальника. Но если вдруг покачивание автомобиля не дает какого-либо понимания проблемы, а поведение автомобиля в движении заметно отличается от нормального, на помощь может прийти специальный стенд для диагностики. Их на рынке множество – мы, к примеру, использовали Emmetec.


Амортизатор закрепляют в стенде: корпус – в подвижную часть, шток – к плите с тензодатчиком. Стенд имитирует работу амортизатора, перемещая его то медленно, то быстро. Благодаря датчику рисуется график жесткости амортизатора на ходе отбоя и сжатия на разных режимах работы. Мастер знает, как должен выглядеть график, и, если вместо плавных кривых он вдруг увидит какие-либо скачки или резкие переходы, от него последует приблизительный, но уже более конкретный вывод о техническом состоянии «аморта».


Ремонт

В любом случае, если амортизатор попал в цех ремонта, его разбирают – хоть это и не так просто. Дело в том, что в былые времена амортизаторы были разборными изначально. Ремкомплекты на них можно было приобрести в любом магазине… ну или почти в любом. Нынче производителям невыгодно, чтобы деталь можно было отремонтировать, потому с завода они либо заварены, либо завальцованы.


Вальцовка тоже бывает разная, и от этого зависит и сложность разборки. Если амортизатор однотрубный газонаполненный, то сначала из него стравливают газ. Срезав удерживающую часть и вытянув внутренности, все детали тщательно моют в керосине.


В любом случае после разборки, какой бы ни была ее изначальная причина, заменяют уплотнительное кольцо поршня, сальник и тефлоновое кольцо направляющей втулки, а также рабочую жидкость амортизатора.

Попадание частиц под клапаны «лечится» обычной промывкой и контролем поверхности – чтобы плотность прилегания клапана была нормальной.


О проблеме донного клапана у двухтрубников говорилось выше: так вот, в случае неисправности этот клапан заменяется в сборе.



У однотрубных амортизаторов заменяют уплотнительное кольцо разделительного поршня. Внутренняя поверхность цилиндра поршня тоже полируется. Иногда бывает так, что выточить шток самостоятельно проще и дешевле, чем заказать новый – это относится к различного рода тюнинговым амортизаторам. А в нашем случае выточили не только шток, но и выносной газонаполненный цилиндр амортизатора, так как оригинальный потерял в герметичности.



Кстати, одной из проблем на пути к ремонту амортизаторов может быть их «американскость» – дюймовая система исчисления, которая может стать на пути подбора сальников. Вообще же в наличии комплектующих и ремонтных комплектов недостатка нет, потому ремонт и выходит суммарно дешевле нового.

Жидкость для наполнения амортизаторов используют разную и от разных производителей, но поиск идеальной не заканчивается никогда.


Наш мастер сказал, что долгие поиски идеальной по соотношению цена/качество рабочей жидкости привели к авиационному маслу АМГ-10. Получается дешево и очень качественно, а заодно с ним не переплачиваешь за нашумевший бренд.

Ну а еще одна – возможно, самая приятная – особенность ремонта в том, что мастер имеет возможность, пусть и в небольшом диапазоне, но перенастроить характеристики амортизатора. Это будет понятнее на примере, благо таковой был: из одной ближневосточной страны привезли Kia Sportage. В общем-то, машина, как машина – но езда в условиях отечественного дорожного покрытия была сравнима со скачками на отбойном молотке. Хозяину это надоело, и он обратился в мастерскую. Для мастера это был первый опыт «вскрытия» совершенно нового амортизатора, проехавшего километров 300. Результатом перенастройки же владелец остался очень доволен – в силу того, что получил нормальную подвеску за относительно небольшие деньги.

Вдобавок по вашему желанию амортизатор можно сделать регулируемым, установив крышку с золотником. Увеличивая или снижая давление газа, вы сможете немного вмешиваться в характеристики жесткости сжатия и отбоя.

После ремонта

Выполнив все ремонтные операции, амортизатор собирают воедино. Уже разобрав неразборную деталь, делать ее снова неразборной смысла нет. Как поступают со «вскрытыми» амортизаторами? Срезают часть корпуса и наваривают новую, такого же размера, но с более толстой стенкой, чтобы была возможность нарезания резьбы.




Для надежности шва используют специальный стенд для резки и сварки. Завершается сборка установкой и затяжкой гайки крепления.

Теперь амортизатор с рабочей жидкостью необходимо заполнить газом, чтобы создать газовый подпор. Если амортизатор двухтрубный, то для этого используют специальный переходник, устанавливаемый над штоком и немного раздвигающий кромку сальника.


Если конструкция однотрубная, то изготавливают крышку с золотником, которую устанавливают в корпус.



Стоит упомянуть, что существовали конструкции, позволяющие заполнить однотрубник без вмешательства в конструкцию и нарушения целостности. Речь, например, об амортизаторах старой Audi A8. Однотрубные, разборные – счастье для ремонтника… Но и они канули в Лету.


Собрав амортизатор полностью и заправив газом, его снова отправляют на стенд для успокоения совести мастера, его отремонтировавшего. Если с графиком все в порядке, амортизатор уходит на склад и далее владельцу. По желанию корпус могут выкрасить в «оригинальный» черный цвет.

Ресурс

Самый волнующий вопрос, который беспокоил нас в начале разговора, касался ресурса амортизатора после его ремонта. Из умных книг мы, например, знаем, что после «капиталки» ресурс ДВС восстанавливается не более, чем на 70–80% от нового. В случае с амортизаторами мастер уверил, что ресурс восстанавливается практически на 100%. Некоторые производители дают гарантию на новые амортизаторы в год без ограничения пробега – так вот, не все, но определенная часть мастерских может с уверенностью дать такую же гарантию после ремонта. Но решать, чинить их или менять, все же вам.

Послесловие

«В России две основные беды – дураки и конечно же дороги» — так было всегда, и остается до сегодняшнего дня. Больше всего от второй беды – дороги — страдают амортизаторы автомобиля, а с ними и автовладельцы, которым приходится следить постоянно за исправностью абсорберов. Если что-то пошло не так, можно ли сделать ремонт амортизаторов своими руками? Конечно можно!

Для начала, если вы неуверенны в нормальной работе амортизаторов Вашего авто, нужно провести их диагностику. Вы, наверно, не раз видели, как автовладелец с умным и задумчивым видом продавливает капот своей машины и внимательно следит за тем, как качается его машина.

Если хорошая – он удовлетворен. Но не многие понимают, что только в том случае, если амортизатор навсегда «приказал долго жить», кузов будет качаться. А если еще возможна «реанимация» — такого не будет.

Уши и глаза водителя, вот инструменты первичной диагностики. Если есть потеки масла или стук, и вы уверены, что подвеска полностью исправна – вашему амортизатору нужно уделить внимание. Есть еще один вид диагностики, но это только для опытного водителя, который идеально знает свою машину. Один и тот же поворот надо пройти несколько раз с определенной скоростью. Снесло машину во время поворота – амортизатор требует внимания. А можно сделать еще проще – поехать на СТО, заплатить немного денег и провести диагностику на вибростенде.

Вы твердо уверены, что ваш амортизатор требует ремонта, значит, будем ремонтировать. Но сначала определимся, с чем конкретно мы имеем дело.

Амортизаторы бывают разного типа. Вот основные типы:

Двухтрубные амортизаторы масляные гидравлические;

Однотрубные газовые;

Газо-масляные, или комбинированные;

Регулируемые абсорберы (есть электронная, магнитная и гидравлико-механическая регулировка);

Пневматические.

Ремонт разных типов амортизаторов, естественно, абсолютно разный. И самое первое, что нужно следует сделать – прочесть Руководство по эксплуатации авто и выяснить тип амортизатора. К огромному сожалению многих автовладельцев, сегодня практически 90% современных автомобилей имеют неразборные амортизаторы. Но не надо спешить в автомагазин за новым, есть еще одно решение – восстановление амортизаторов.

Об этом мы позже расскажем подробнее. А сейчас рассмотрим процесс восстановления абсорберов или по простому, ремонт стоек амортизаторов своими руками, самых распространенных типов.

Разборные амортизаторы чаще всего встречаются на «классике», с них мы и начнем. Необходимо загнать авто на яму и снять колеса, затем откручиваем крепления стойки, которые есть на опоре балки. Это для задних амортизаторов. Для передних надо полностью снять стойку с тормозным диском. Это сложно, но возможно.

Снимаем пыльник, затем откручиваем специальную гайку крепления и полностью снимаем амортизатор. Тут же меняем жидкость на новую, снимаем уплотнитель (прокладку) и со штока убираем защитное кольцо с сальником. Аккуратно зажимаем его в тиски и вытаскиваем клапан сжатия. Убираем шток с поршнем. Обычно для этого требуются усилия, но роще это сделать, покачивая его из стороны в сторону, и потихоньку вытаскивая.

Увидели пружину и дроссельный диск, несколько клапанов сжатия. Только последовательно вынимаем все детали и помечаем их (чтобы потом ставить назад в обратном порядке). Проверяем каждую деталь на дефекты, что можно – исправляем, что совсем плохо – меняем. В автомагазинах для этих целей есть специальные комплекты деталей.

Потом все возвращаем в обратном порядке на свои положенные места. Ремонт газовых амортизаторов закончен.

Вся первоначальная работа уже описана выше, так что тут абсолютно так же. Загоняем, снимаем, подвергаем ремонту. Сейчас полностью масляные амортизаторы, как говориться «по винтику», уже никто не разбирает. Есть в продаже патрон, который просто снимается старый и меняется на новый внутренний патрон. Затем все устанавливаем на свои места и несемся в автосервис для регулировки развала-схождения колес.

После замены неисправности или стойки амортизаторов обязательно проверьте состояние подвески. Все поочередно, начиная с рулевых тяг, рейки и , заканчивая состоянием тормозных шлангов. Неисправность амортизатора могла нарушить работу многих из этих деталей, так что им тоже стоит уделить внимание.

После этого можно считать ремонт масляных амортизаторов полностью законченным.
Теперь вернемся к тому моменту, когда у Вас неразборные амортизаторы. Ремонтировать их в таком случае, как Вы понимаете, совершенно невозможно. Но в последнее время все чаще ведется речь о восстановлении амортизаторов. Что это такое и нужно ли оно вам.

Восстановление амортизатора

Это конечно тоже вариант, но есть очень много «НО» в данном вопросе. Начнем с того, что гарантия на такие амортизаторы не больше полугода, максимум бывает год, но это спорно. Дальше остановимся на качестве и безопасности восстановленного амортизатора.

Эксплуатация его не может считаться надежной по простой причине – идет достаточное нарушение конструктивных элементов на механизмах стойки автомобиля, даже при условии, что все сделано с применением специальной аппаратуры и руки у автомеханика «золотые».

А применяемые «комплектующие» чаще всего из разряда б/у, и степень этого б/у не всегда нормальная. Да и качество работы мастера не всегда нормальное, вы же рядом не стояли и не видели, что и как он там делал. Поэтому такой вариант, как восстановление амортизаторов нельзя считать идеальным, он скорее сомнительный.

После того, как ремонт и была закончена, следует помнить важные моменты!

Не стоит проверять работу отремонтированных амортизаторов на приличной скорости. Особенно это не стоит делать, если дорога очень плохая.

Никогда не поднимайте подвески модными нынче «приставками». Кузов надо поднимать только подходящими по размеру амортизаторами, иначе шток выйдет из строя, его работа в увеличенной зоне перемещения это гарантирует.

Начинайте движение в зимний период не раньше, чем через 5-7 минут прогрева. Масло в амортизаторах должно прогреться, как и другие агрегаты авто, иначе ваш абсорбер опять «прикажет долго жить».

Чтобы ваш автомобиль всегда был исправен и не доставлял вам больших проблем, старайтесь чаще осматривать и проверять работу разных систем. Автомобиль как женщина – требует постоянного внимания и заботы. Удачи вам на дорогах!

Видео инструкция по самостоятельному восстановлению амортизаторов

Амортизаторы являются своего рода расходным материалом вашего автомобиля. Причём расходы на поддержание подвески в рабочем состоянии обратно пропорциональны качеству дорог. Автовладельцы постоянно ищут способы, как сэкономить на ремонте и обслуживании своей машины. Мы расскажем о самостоятельном ремонте и восстановлении характеристик стоек амортизатора.

Когда передние и задние стойки амортизатора нуждаются в проверке

Типичные неисправности этого узла известны всем:

  • Разгерметизация сальника штока. Приводит к утечке масла из стойки. Может потечь в любой момент. Характеристики меняются вплоть до полной потери работоспособности.
  • Слишком свободное перемещение штока в трубе. Фактически стойка из амортизатора превращается в направляющую для пружины подвески. Неисправность связана с внутренними клапанами.
  • Люфт при сжатии или отбое. Связан с выработкой в штоке или цилиндре. Последствия аналогичны сломанным клапанам. Амортизатор не выполняет своей функции в авто, стучит, гремит и издаёт другие неприятные звуки, почему ехать в таком авто становится некомфортно и опасно.
  • Внешние повреждения - вмятины на корпусе, трещины в проушине. Влияют на ходовую в целом и могут привести к более серьёзной поломке.

При выявлении любой неисправности необходимо снять стойку и освободить её от пружины. Демонтаж производится в гараже, без использования специального инструмента.

Иногда владельцы иномарок, замечая, что их стойки дали течь, обращаются за диагностикой в СТО, где проволят проверку на стенде.

Ремонт или замена? Что можно сделать своими руками

На самом деле это не такая простая задача. Перед проведением работ следует внимательно изучить материал и соблюдать технику безопасности. Прежде всего надо определить, разборный у вас амортизатор или нет. Монолитный корпус неремонтопригоден, вскрытие болгаркой и заваривание недопустимо.

Если в месте захода штока в трубу стоит гайка или стопорное кольцо, такую амортизаторную стойку можно обслуживать и ремонтировать.

Так выглядит ремонтопригодная стойка

Необходимые инструменты


Внимание! Необходимо позаботиться о безопасности. Работа связана с высоким давлением, поэтому необходима защита глаз и рук.

Восстановление давления газа в стойке


Процесс можно посмотреть на видео.

Видео о том, как делать подкачку газа в газомасляной стойке

Существуют различные мнения: чем заправлять автомобильный амортизатор. Азотом, углекислотой или просто сжатым воздухом? В условиях гаража вариантов немного. Сжатый воздух не сильно ухудшит характеристики, особенно с учётом того, что это ремонт, а не изготовление стойки на заводе.

Прокачка амортизатора


Видео: как восстановить работоспособность неразборного механизма и есть ли смысл

Замена штока, клапанов, настройка жёсткости амортизаторов

Следующая неисправность - повреждение штока, сальников, клапанов внутри стойки. На рынке существует некоторый выбор запасных частей для ремонта разборных амортизаторов. К тому же опытный автолюбитель никогда не выбрасывает старые запасные части, а стараются их отремонтировать. Вдобавок из них всегда можно извлечь работоспособные детали.

  1. Итак, разбираем амортизатор.

    Не забудьте надеть перчатки, работа пыльная

  2. Извлекаем и дефектуем шток с поршнем, клапанами и уплотнительными кольцами. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене. Резинки можно подобрать из универсальных, на рынке. Металлические части заказываются у токаря (если вам не удалось найти подходящие по размеру).

    Токарные работы обычно дешевле стоимости нового амортизатора

  3. Собираем узел, тщательно отслеживая последовательность установки деталей.

    Совет: Весь процесс разборки амортизатора следует фотографировать. Это позволит избежать проблем при сборке.

  4. Важно обеспечить чистоту узла, попадание грязи или твёрдых частиц металла быстро выведет из строя восстановленный амортизатор.

    Избавьтесь от потёков, грязи и пыли ещё в процессе разбора

  5. Особенно тщательно надо дефектовать клапана, поскольку их исправная работа задаёт характеристики амортизатора. Настройку мягкости можно выполнить, меняя количество шайб-прокладок в механизме штока. Для этого необходимо ознакомиться с технической документацией производителя. Универсальных решений нет.

    Все детали должны быть тщательно отдефектованы

  6. После этого устанавливаем шток в цилиндр. Сальник рекомендуется заменить, но если он в идеальном состоянии, достаточно очистить его и заложить новую консистентную смазку.
  7. После чего в амортизатор заливается новое масло, до самого верха трубы. При установке штока излишки вытекут. Не бойтесь перерасхода масла, главное - не допустить попадания воздуха в полость трубы.

    После закачки масла стойку нужно прокачать, как и обычно

  8. После установки штока его следует аккуратно подвигать для выхода пузырьков через клапана. Затем амортизатор собирается и устанавливается на автомобиль.

Видео: Как отремонтировать автомобильные амортизационные стойки Макферсон

При наличии элементарной информации о принципах работы ваших амортизаторов можно сэкономить на их замене. Большинство моделей стоек ремонтопригодны, а комплектующие либо приобретаются по разумным ценам, либо изготавливаются самостоятельно.

Подвеска автомобиля и его амортизаторы играют очень важную роль для каждого автомобиля. Хотя многие утверждают, что эта часть автотранспортного средства является наиболее расходной, на самом деле ее стоит отнести к наиболее выносливым и устойчивым к нагрузкам деталям машины. Другое дело дороги, по которым приходится ездить на наших автомобилях. Сплошные ямы и горбики, на которых приходится подпрыгивать то вверх, то вниз, приводят к тому, что стойки амортизаторов рано или поздно приходится ремонтировать. Благо, что большинство автомобилей, которые встречаются у нас, поддаются самостоятельному ремонту. Только лишь на самых новых моделях большинство производителей устанавливают сплошные амортизаторы, разобрать которые можно только при помощи специального оборудования.

Все, что нужно знать об амортизаторах и о их ремонте, мы описали в нижеприведенной статье. Тщательно подобранная нами информация будет полезна не только начинающим водителям, но и автовладельцам с большим стажем.

1. Автомобильные амортизаторы: особенности устройства и функциональное предназначение

Амортизаторы являются обязательной деталью каждого автомобиля. Если разбираться с вопросом, какую функцию они выполняют, то учебник по механике даст нам следующую информацию: амортизатор является специальным устройством, которое превращает механическую энергию в тепловую. Если же говорить конкретно об автомобильных амортизаторах, то они служат для демпфирования, то есть искусственное гашений колебаний, которые возникают во время движения автомобиля. Еще одна не менее важная функция – это поглощение ударов и толчков, которые передаются кузову автомобиля от дорожного покрытия (которое, как мы уже говорили, не всегда является идеально ровным).

Каким же образом происходит это демпфирование колебаний? Все процессы происходят благодаря особенной конструкции самого амортизатора, в частности – благодаря поршням, которые и выполняют функцию демпфера. Работают они в вязкой среде, что и позволяет им в разы уменьшать амплитуду колебаний, которая возникает в системе амортизатора во время движения автомобиля.

Таким образом, можем сделать вывод, что основное предназначение – это удержание постоянного контакта колес с дорогой, даже когда автомобиль наезжает на препятствия в виде ямы или небольшого холмика. Также, благодаря этому устройству водитель и его пассажиры чувствуют себя комфортно и не подпрыгивают вместе с колесами.

Конструкционные особенности амортизаторов

Наиболее распространенным типом амортизаторов, которые с наибольшей вероятностью стоят и на Вашем автомобиле, являются гидравлические с двойным действием. Давайте же попробуем более подробно разобраться с тем, из каких элементов состоит это устройство (кроме поршней, о которых мы уже упоминали):

- основной корпус амортизатора, который имеет специальное ушко;

Шток со специальным кожухом и ушком;

Поршень, который функционирует благодаря таким элементам, как кольца, клапан сжатия и отдачи;

Цилиндры, также оборудованные клапанами сжатия и отдачи;

Уплотнительные элементы, благодаря которым внутри устройства удерживается жидкость;

Крепления, роль которых выполняют гайки.

Как мы уже говорили, вся конструкция амортизаторов очень прочная и относительно надежная. К примеру, основная масса автомобилей, которые перегоняются к нам с Европы, умудряются доезжать к нам на родных амортизаторах. И это не смотря на возраст автомобиля и период его эксплуатации. У нас же они могут полететь и через год, особенно если машина очень интенсивно используется на самых разных участках дороги, и водитель любит полихачить. Давайте же разберемся, какие неисправности стоек амортизатора встречаются наиболее часто.

2. Основные неисправности стоек амортизатора: как их обнаружить?

Чтобы диагностировать наличие неисправностей в амортизаторах своего автомобиля, совсем не нужно отправляться на СТО, хотя в особенно сложных случаях и при отдельных типах амортизаторов без этого никак не получится обойтись. Но зачастую диагностику водители начинают с визуального осмотра устройства. О том, что проблема заключается именно в стойках амортизатора, будет свидетельствовать наличие масляных подтеков. В этом случае ремонт для Вашего автомобиля просто неизбежен. Однако, мы обозначили наиболее общую поломку, которая может проявляться в одном из следующих вариантов:

- шток свободно перемещается в цилиндре;

При нажатии на амортизатор или его растяжении слышен стук;

Масляные потеки, о которых мы уже упоминали.

Кроме визуального осмотра, определить поломки стоек амортизатора можно благодаря следующим способам:

1. Чтобы определить работоспособность каждого отдельного амортизатора необходимо поочередно нажать на каждый угол автомобиля, прикладывая при этом максимум своих усилий и всю массу своего тела. Обычно давление принято оказывать на крыло или бампер автомобиля. Если амортизатор исправен, то после нажатия автомобиль быстро придет в исходное положение и будет оставаться нерушимым. Если же в амортизаторах есть проблема – он даже без воздействия человека будет продолжать выполнять вертикальные колебания.

2. Все действия, описанные в предыдущем пункте, применяются и для того, чтобы обнаружить наличия стуков в амортизаторной стойке. Однако, можно также попробовать дотронуться собственной ладонью к верхней точке крепления стойки. Если проблема действительно есть, стук будет слышен при малейшем контакте.

3. Течи масла необходимо искать между колесом автомобиля и его аркой. Для того, чтобы обзор был максимально хорошим, колесо лучше вывернуть в сторону. Но еще лучше проводить осмотр на специальной яме или на подъемнике.

Что же касается проведения диагностики амортизаторов на стенде, то это не только займет у Вас в разы больше времени, но и заставит потратить свои кровные сбережения. Даже если Вы не хотите рисковать и проводить ремонт стоек амортизаторов самостоятельно – намного дешевле будет просто купить новые и поставить их самостоятельно на авто (не переживайте, это не настолько сложный процесс, как ремонт). Но все же, мы советуем Вам подковать свои теоретические знания и выполнить ремонт стояк амортизаторов своими руками. А как это сделать – мы подробно изложим в дальнейших разделах.

3. Как самостоятельно отремонтировать стойки амортизаторов: подготовительный этап

Логично, что особенности ремонтных работ, которые необходимо провести, будут целиком и полностью зависеть от типа поломки. Что же касается того случая, когда амортизаторы полностью вышли из пригодности и необходимо произвести их замену – то здесь необходимо знать об одном важном моменте. Проводится замена данного устройства исключительно по парному принципу, также как и тормозные диски с тормозными колодками. То есть, даже если неисправность была отмечена только на одном амортизаторе, обязательно проводится замена и того амортизатора, который находится на одной оси с неисправным.

Теперь же возникает вопрос: что же нужно для того, чтобы осуществить ремонт стоек амортизаторов? Никакого замысловатого оборудования здесь не нужно, все необходимое можно отыскать практически в любом гараже:

- опорные козлы, благодаря которым Вы сможете поднять своей автомобиль и безопасно его отремонтировать

Стоечный ключ;

Стандартный набор автомобилиста для ремонта;

Всякие там тряпочки, чтобы вытирать детали и свои руки.

Если говорить о том, как именно производится ремонт амортизаторов, то стоит обратить Ваше внимание на модернизацию данного процесса, которая произошла за последние годы. Если раньше замене подлежали отдельные части амортизатора – сальники, клапаны, масло, то сегодня все делается намного проще. Для ремонта достаточно снять амортизатор и произвести замену его внутреннего патрона.

Хотя сегодня даже такой ремонт амортизаторных стоек начинает уходить в прошлое. Как мы уже упоминали, амортизаторы нового поколения выпускаются в неразборном виде, то есть, они представляют собой одноразовое поколение таких устройств. Если деталь сломалась – ее снимают и производят замену на новую. Хотя взамен амортизатора неразборного типа вполне можно установить разборный, и в следующий раз произвести простой и дешевый ремонт. О нем и пойдет речь далее.

4. Традиционная технология ремонта амортизаторов автомобиля: поэтапное руководство выполнения работ

Для того, чтобы произвести ремонт стоек амортизаторов, в первую очередь необходимо эти амортизаторы демонтировать. Обычно это не вызывает никаких проблем у водителей. Единственный нюанс – иногда крепление настолько сильно покрывается грязью и ржавчиной, что многие обессилив хватаются за «болгарку» или газовый «резак», хотя намного логичнее будет тщательно очистить гайки и болты от скопившейся на них грязи и обработать при помощи специальной жидкости под названием «DW-40». Уже буквально через полчаса можно будет легко и просто произвести демонтаж:

- ту часть автомобиля, которая будет ремонтироваться, обязательно необходимо поднять. Лучше всего использовать для этого «козлы», поскольку домкраты в этом случае не смогут дать нужной стойкости. Если же «козлов» нет, то под порог или днище автомобиля все равно необходимо подложить опоры для страховки;

Чтобы получить доступ к нижним креплениям амортизаторов, обязательно снимаем колеса (верхние точки крепление данного устройства находится под капотом и в багажнике машины);

При помощи стоечного ключа отворачиваем болты от рычага, а также гайку штока. После снятия этих креплений устройство должно выйти вниз, после чего нам останется только открутить внутреннюю резьбу и полностью снять амортизатор.

Стоит обратить Ваше внимание на то, что конструкция амортизаторов, которые устанавливаются на переднеприводные автомобили, несколько отличается от описанной выше, поэтому во время его демонтажа придется повозиться немного дольше. В частности, амортизаторная стойка у них соединяется с пружиной, поэтому приходится использовать винтовые стяжки, при помощи которых пружина сжимается с двух сторон и вынуть стойку вместе с ней. Дополнительную сложность может вызвать и вид амортизаторной стойки:

1. Демонтаж стойки разборных амортизаторов является более сложным. Для того, чтобы снять такое устройство приходится откручивать ступичную гайку и снимать стойку вместе со ступицей колеса.

2. Неразборные амортизаторы в своей нижней части вставляются в специальную чашу, к которой крепятся парой болтов. Процесс демонтажа заключается только в откручивании этих самых крепежей и снятии амортизатора с автомобиля.

Для того, чтобы произвести замену амортизатора, его стойку приходится разбирать полностью. Мы же более подробно остановимся на осуществлении ремонта амортизатора.

Выполняем ремонт стоек амортизатора

Для того, чтобы получить доступ к неисправным деталям амортизаторных стоек переднеприводного автомобиля, их необходимо разобрать. Для этого придется использовать стяжки:

1. Для того, чтобы сжать пружину, Вам потребуется использовать две стяжки, которые необходимо установить на ее противоположные стороны. Для стягивания необходимо выполнить попеременное вращение шпилек.

2. Стягиваем пружину до тех пор, пока она не начнет шевелиться в стойке, после чего можно открутить верхнюю гайку. Это поможет снять с устройства опорный подшипник вместе с резиновым , после чего уже можно будет беспрепятственно и очень аккуратно снять пружину.

3. Очень внимательно осмотрите все доступные осмотру элементы. На этом этапе может оказаться, что стук в амортизаторе был вызван изношенным резиновым отбойником. Также, тугое вращение с пронзающим скрипом может вызывать неисправный опорный подшипник.

4. Теперь выкручиваем амортизатор из корпуса, используя для этого специальный ключ. Хотя некоторым автомобилистам в этом успешно помогает обычный молоток и стальной прутик подходящих размеров.

5. Далее все детали исследуются, и производится замена их на новые. Очень важно, чтобы все заменяемые детали совпадали по размерах со старыми, хотя обычно в этом моменте сложностей не возникает. Когда замена будет полностью завершена, амортизатор собирается в обратном порядке.

6. Приступать к процессу разжимания пружины можно только после того, как будет надежно закручена верхняя гайка. Очень важно, чтобы самые первые витки пружины попали в предназначенные для них гнезда. Благодаря этому пружина не будет смещаться в стойке.

Теперь остается только вернуть амортизаторную стойку на прежнее место, что также не предполагает никаких сложных действий. Далее прикручиваем обратно колеса и опускаем автомобиль из «козлов».

Касательно самого ремонта хотим дать Вам несколько рекомендаций. Во-первых , не нужно никуда спешить, поскольку это может привести к несоблюдению правил техники безопасности. Особенно много терпения придется потратить на то, чтобы сжать и разжать пружину. Если она неожиданно выскочит, можно не только расцарапать свой автомобиль, но и травмироваться самому. Во-вторых , проводя ремонт стоек амортизаторов важно проверить то, в каком состоянии находится автомобильная подвеска. Речь идет об рулевых тягах, рейке, сайлентблоках, состоянии тормозных шлангов. В общем, воспользуйтесь по максимуму тем, что Ваш автомобиль уже стоит на ремонте, и постарайтесь исправить все его недостатки.

5. Общие рекомендации и правила эксплуатации амортизаторов автомобиля

После ремонта амортизаторы могут без проблем прослужить Вам еще 3-4 года, правда если Вам не придется постоянно ездить на большой скорости по проселочным дорогам. Но, чтобы как можно дальше оттянуть время следующего ремонта, следует выполнять некоторые незамысловатые рекомендации по правильной эксплуатации данного устройства:

1. Ни в коем случае нельзя осуществлять проверку работоспособности амортизаторов автомобиля на большой скорости и плохой дороге. Если с ними что-то не так, они сами дадут о себе знать.

2. Нельзя поднимать подвеску при помощи «приставок» (надеемся, Вы даже не знаете, что это такое). Из-за такого модного приспособления моментально выходит из строя шток амортизатора, поскольку подобный подъем заставляет его работать в увеличенной зоне перемещения.

3. При эксплуатации автомобиля в зимнее время нельзя забывать о том, что в амортизаторах также имеется масло, которое необходимо разогревать (так же, как мы это делаем с маслом в двигателе). По этой причине, если до момента, когда Вы сели в автомобиль, он продолжительное время стоял на морозе, движение необходимо начинать медленно, минут 5 двигаясь на максимально медленной скорости, которую Вы можете себе позволить на дороге.

Надеемся, что после выполненного ремонта Ваш автомобиль снова стал двигаться мягко и тихо, радуя Вас и Ваших пассажиров. Так что, желаем Вам успешного ремонта и ровных дорог, которые не будут изнашивать стойки амортизаторов.