Втягивающее щёлкает стартер не крутит. Что делать, если стартер щелкает, но не крутит? Варианты решения проблемы

Запуск двигателя автомобиля осуществляется посредством стартера, поэтому любая поломка этого механизма должна быть незамедлительно устранена. В данной статье, мы рассмотрим виды неисправностей, при которых стартер не крутит, а только издаёт щелчки.

Но прежде хотелось бы сказать о том, что автомобильный стартер – это очень надёжный агрегат, который делается с расчётом на сотни тысяч запусков. Однако правильная эксплуатация автомобиля показывает, что двигатель оказывается гораздо живучее стартера, а потому, со временем, ремонт или полная неизбежна. Впрочем, иногда тот факт, что стартер не работает, ещё не говорит о его стопроцентной поломке, поскольку нерабочая аккумуляторная батарея или маховик, также не дадут стартеру крутить.

Износ зубьев маховика или бендикса

Максимальная нагрузка, при эксплуатации стартера, ложится на бендикс, а точнее, на зубья его шестерёнки, сцепленной с шестернёй маховика. Когда вся эта конструкция вращается, то стираются зубья обеих деталей.

Конечным итогом такой работы становится нарушение сцепления между шестеренками. Из-за этого, двигатель начинает плохо запускаться, и стартер не крутит, а только щёлкает.

Данная неисправность может появляться периодически, то есть машина, то заводится, то не заводится, и стартер начинает щёлкать. Исходя из этого, необходимо провести начальный осмотр венца маховика и шестерни бендикса.

Исправляется данная поломка демонтажём и заменой – и венца маховика, и шестерёнки бендикса, так как, в данном случае, обе детали изнашиваются достаточно сильно.


Примечание. Данная неисправность может проявить себя в самый неподходящий момент, например, вдалеке от населённого пункта (на рыбалке, на охоте или в чистом поле). Что делать в такой ситуации? Как завести автомобиль? Нужно просто прокрутить коленчатый вал, подводя целый участок шестерёнки бендикса к целому участку на маховике. Делается такой поворот коленвала, с помощью ключа «на 17», после того, как будет снята защита с ремня газораспределительного механизма.

Если же частично сточилась только шестерёнка бендикса, то она будет периодически буксовать, и стартер будет крутить вхолостую.

Неисправности реле или контактов стартера

Если не крутит стартер, то причину этой проблемы можно поискать и в том, что сломалось втягивающее реле. При этом аккумуляторная батарея должна быть стопроцентно исправна, а на реле стартера должно подаваться заданное напряжение. В этом случае, после поворота ключа зажигания, будет слышен характерный щелчок, которым сопровождается выдвижение бендикса.

Если щелчка не происходит, значит, поломалось реле – в этом не остаётся сомнений. При этом неисправность может быть здесь только в контактах, которые могли окислиться или обуглиться. Из-за этого, якорь заклинивает, и он не может двигаться.


Устраняется неисправность простой зачисткой контактов и последующей проверкой хода якоря. Если он окажется полностью свободным, то проблема решена.

Неисправности в двигателе

Когда не крутит стартер, можно услышать, как щёлкает втягивающее реле, при этом мотор не вращается, либо это вращение чем-то затруднено. К этой неисправности могут привести несколько причин:

  1. Клин втулки или вала мотора (решается заменой втулок, а также подтягиванием, центровкой или заменой вала);
  2. Происходит прямой механический контакт между ротором и статором (чтобы решить проблему, необходимо сделать центровку вала стартера);
  3. Короткое замыкание на роторной или статорной обмотке, сгоревшие контакты (решается их заменой).

Прочие неисправности

Не очень распространёнными, но всё-таки встречающимися причинами того, что не крутит стартер, могут быть:

  1. Севшая аккумуляторная батарея (из-за этого якорь стопорится магнитным полем, которое создаёт обмотка);
  2. Разрыв или короткое замыкание на удерживающей обмотке;

Каждая из этих возможных причин неисправности работы стартера проверяется с помощью мультиметра.

В том случае, если всё-таки установить причину неисправности, при которой не крутит стартер, не удаётся, то проверяются пятаковые контакты. Дело в том, что, при щелчке реле, контакт может не срабатывать на АКБ, и поэтому стартер только и будет делать, что щёлкать. Из-за трения, контакт может периодически появляться, но потом – опять пропадать. Решается эта проблема простой зачисткой пятаковых контактов или пайкой на низ нового слоя, для улучшения контакта.

При замыкании контактов на реле, в случае запуска двигателя, причина неисправности будет крыться в самом реле. Если же двигатель запустить не удастся, то поломка находится в самом двигателе.

Итак, столкнувшись с ситуацией, когда у вашего автомобиля периодически не крутит стартер, не затягивайте с ремонтом. Ведь, при такой поломке, двигатель авто может заглохнуть в любое время и уже не завестись. К тому же, своевременный ремонт поможет предотвратить более серьёзные проблемы, которые может повлечь данная неисправность.

Для современного человека транспортное средство уже давно не является роскошью, а обыкновенным средством передвижения. И довольно часто при езде могут возникать разнообразные неполадки. Поэтому автовладельцы должны знать хотя бы некоторые нюансы в работе автомобиля, а, иногда, и уметь исправить неполадки самостоятельно. Все знают, что основным агрегатом пусковой системы мотора является стартер. Для запуска двигателя, он должен раскручивать его вал до частоты вращений. Однако, не редко бывает, что стартер щелкает, но не крутит. И этому есть масса причин, о которых должен быть осведомлен каждый автомобилист, если такая проблема возникнет в дороге.

Стартер является сложным механическим агрегатом. Без него любое транспортное средство будет обыкновенной грудой железа, а при его некачественной работе любой автомобиль всегда долго заводится. Но, прежде чем перейти к причинам плохой работы стартера, необходимо знать, из чего он состоит:

  1. Пружинное кольцо.
  2. Направляющая втулка.
  3. Корпус механизма привода.
  4. Пружина.
  5. Ведущая полумуфта.
  6. Конус.
  7. Штифт.
  8. Сухарь.
  9. Ведомый храповик с шестерней.
  10. Фланец эксцентрика.
  11. Упорная шайба.
  12. Механизм привода.
  13. Рычаг.
  14. Сердечник.
  15. Корпус реле.
  16. Обмотка тягового реле.
  17. Контактный диск.
  18. Контактный болт.
  19. Щетка.
  20. Коллектор.
  21. Корпус.
  22. Якорь.
  23. Обмотка.
  24. Крышка.

На некоторых моделях современных автомобилей стартеры оборудованы дистанционным управлением, основные детали которого — механизм привода, электромагнитное тяговое поле, электромотор постоянного тока.

Втягивающее реле стартера, почему оно не работает

Существует ряд признаков неисправности втягивающего реле:

  1. Стертер вообще молчит.
  2. Стартер крутится вхолостую и жужжит, однако не прокручивает мотор.
  3. В сцепление с маховиком не входит бендикс, хрустит и мотор не крутит.
  4. Срабатывание втягивающего реле, однако мотор не прокручивается.

Проверить втягивающее реле очень просто. Необходимо подать напряжение с аккумулятора к управляющей клемме реле (провод отличить легко, он самый тонкий). Если двигатель прокрутится, значит, проблема во втягивающем реле. Возможно, подгорели пятаки контактов. Для устранения проблемы необходимо снять реле и зачистить пятаки. Однако, следует учитывать, что данное реле не прослужит долго, так как на заводе наносился слой на контактные пятаки, что противостоял электрической эрозии. Теперь слоя нет, поэтому неизвестно, когда обгорание контактов произойдет еще раз.

Стартер щелкает но не крутит, проверяем аккумулятор

Не редко причиной данной проблемы является разряженная либо слабо заряженная аккумуляторная батарея. Проверить, заряжен ли аккумулятор, довольно просто. Необходимо снять минусовую клемму и замерять напряжение. Если оно менее девяти вольт, значит виновником проблемы действительно является аккумулятор и его нужно зарядить. Однако после зарядки аккумулятора необходимо подумать о причинах, которые привели к его полной разрядке, так как не факт, что завтра он также не разрядится.

Стартер не крутится, но щелкает, проверяем массу кузова с мотором

Массу кузова с двигателем также стоит проверить. Если она неправильная, необходимо воспользоваться другим проводом «массы» и еще раз попробовать запустить мотор.

Стартер не крутится, проверяем массу двигателя

Чтобы проверить массу мотора, вам будут нужны «крокодилы» для прикуривания. Их необходимо подключить одним концом на двигатель, а другим — на минус аккумуляторной батареи. Место соединения следует тщательно очистить. Затем, запускаем мотор, если транспортное средство легче завелось, а напряжение повысилось, это свидетельствует о том, что нужно зачистить массу.

Стартер не крутится, проверяем контакты тягового реле

Если стартер не крутится, следует в обязательном порядке обратить внимание на контакты тягового реле. В некоторых случаях, они могут перегореть. Но если с ними все в порядке, тогда, скорее всего, существует неисправность самого механизма и необходимо либо полностью разбирать стартер, либо производить замену.

Стартер щелкает, но не крутится, возможны поломки самого стартера

В самом стартере могут произойти следующие поломки:

  1. Деформация или поломка вилки в проводе бендикса.
  2. Замыкание или обрыв одной из обмоток стартера.
  3. Сильный износ щеток и втулок.
  4. Перегорание силового провода, соединяющего обмотки стартера и тяговое реле.


Если возникли проблемы со стартером, не следует тянуть с ремонтом, так как есть риск «заглохнуть» прямо посреди дороги. Стоит отметить, что каждый определенный случай затрудненного запуска транспортного средства индивидуален. Выше собраны наиболее распространенные причины данной неисправности.

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Система запуска двигателя автомобиля занимает ключевое положение в устройстве авто, ведь от исправности её элементов зависит, будет ли заведён мотор.

Стартер щелкает но не крутит - видео:

Ничто так не раздражает водителя, как молчание стартера в ответ на поворот ключа в скважине замка зажигания. Причин, по которым автомобиль не заводится – множество.

Начиная от банального отсоединения контактов, заканчивая выходом из строя стартера. Внешние проявления поломки могут быть также различными и если знать устройство системы пуска, то можно достаточно быстро найти уязвимое место.

Если при попытке запуска щелкает стартер и более ничего не происходит, то это значительно сужает сектор поиска неисправности.

Щелчки под капотом при попытке запуска издаёт втягивающее реле, которое отвечает за сцепление рабочей шестерни бендикса с венцом маховика. Не очень опытные водители считают, что такие щелчки может издавать реле стартера, а виновником поломки считают втягивающее реле.

Если стартер щёлкает, но не крутит, то это вовсе не повод грешить на «втягивающее» (так коротко называют втягивающее реле), ведь ток на него поступает, иначе вообще не было бы никаких звуков. А реле стартера во время своей работы издаёт щелчки, но их почти не слышно, поэтому такое звуковое сопровождение спутать нельзя ни с чем.

Почему щелкает реле стартера и втягивающее?

Достаточно большое количество электроприборов сопровождают свою работу характерным звуком в виде металлических щелчков. Такое звуковое сопровождение – это признак работоспособности устройства (хотя бы частичной).

Все известные реле используют электромагнитный способ соединения контактов. При подаче напряжения контактные клеммы, расположенные на гибких или подвижных кронштейнах получают разнополюстные заряды и притягиваются друг к другу. Двигаясь с ускорением поверхности клемм, хлопают друг о друга, что и является источником происхождения звука. Опытные водители по звуку способны определить, какое реле работает и исправно ли оно.

Для того, чтобы пуск двигателя происходил без проблем, необходимо чтобы все без исключения элементы были работоспособными. В цепочке запуска двигателя задействованы такие части и узлы, как:

  • замок зажигания;
  • реле стартера;
  • стартер с втягивающим реле.

Что делать, если щелкает реле, а стартер не крутит?

Если система запуска мотора подаёт хоть какие-то признаки жизни, то не всё так безнадёжно. Основные причины неполадки могут быть такими:

  • разряженный аккумулятор;
  • слабый контакт или повреждение электропроводки;
  • неисправность замка зажигания;
  • неисправность (отсутствие контакта на щётках);
  • поломка втягивающего реле.

Чтобы достаточно быстро разобраться в сложившейся ситуации необходимо знать, как себя вести. Учитывая, что единственным источником энергии является аккумулятор, то часто именно он ввиду разрядки, не в состоянии прокрутить якорь стартера, отдавая всю энергию лишь на работу реле. Необходимо заменить или .

Гораздо сложнее разбираться с поломкой стартера, ведь его придётся снимать, а делать это не очень удобно и в пять минут проблему не решишь. После того, как стартер оказывается на рабочем столе можно провести диагностику.

Для этого понадобится аккумулятор, в работоспособности которого мы уверены. Необходимо подключить массу на корпус стартера, а плюсовую клемму на шпильку после реле. Если стартер заработал, то втягивающее реле неисправно. Если же он молчит, то его придётся разобрать и поискать поломку внутри.

Втягивающее реле, так же как и щётки стартера, постоянно активно работает. Не удивительно, что через какое-то время оно выходит из строя.

Небольшой, но очень важный узел необходимо менять, ведь он может стать причиной, по которой однажды ваш автомобиль не заведётся.

Стартер является довольно сложной электромеханической конструкцией, при неисправности которого автомобиль вряд ли заведется. В принципе, при помощи какого-то альтернативного способа заставить машину поехать, может, и удастся, но это уже история немного другого характера. А вообще в этом устройстве часто происходят сбои, в результате чего стартер щелкает, но не крутит, или же не крутит вообще, а это уже совсем критическая ситуация. Что же делать в подобном случае – ответы даст последующая информация.

Чтобы детально разобраться в причинах того, почему стартер щелкает, но не крутит, надо обратить внимание на его устройство внутреннего типа. Конструкция данного механизма включает в себя такой элемент, как тяговое реле, внешний вид которого – это обыкновенный, малых размеров цилиндр, который крепится к основной конструкции стартера. Этот реле имеет две обмотки: призванная втягивать и удерживать. Основная неисправность, как правило, проявляется в том случае, когда на удерживающей обмотке не хватает напряжения, из-за чего завести автомобиль и не удается.

Отсюда и вытекает проблема появления характерных щелчков. Все автомобили имеют одинаковый принцип работы этого механизма, потому и причины, из-за которых стартер щелкает, но не крутит, тоже схожи между собой. Стартер может щелкать по нескольким причинам, в них и разберемся.


Во-первых, следует отметить то, что иногда это не связано с какими-то поломками, а лишь с тем, что автомобиль, как и все его составляющие элементы, не прогрелись. Если же и после пятой-десятой попытки авто завести не удалось, то это – явный признак неполадок.

Если слышно частые щелчки, исходящие от тягового реле, это может быть связано с плохо заряженным аккумулятором (в данном случае я рекомендую проверить зарядной ток) или же плохим контактом на клеммах аккумулятора.

В случае, если раздается только один щелчок тяглового реле, проблема может заключаться в подгоревших силовых контактах, массе двигателя, надежности крепления или же неисправности самого стартера. В каждом из случаев, когда стартер щелкает, но не крутит, рекомендуется провести тщательную проверку описываемого механизма на предмет неполадок.

Причины, почему стартер не крутит

Анализируемое устройство включает в себя три основных элементов: система питания, роль чего, прежде всего, исполняет АкБ, коммутация, которая представляет собой всевозможные соединения (то есть реле и провода) и непосредственно сам стартер. В зависимости от этих базовых составляющих механизма и могут варьироваться проблемы того, почему стартер щелкает, но не крутит.

Первая причина – аккумулятор. Это, пожалуй, наиболее распространенный вариант того, почему стартер перестал выполнять свои функциональные обязанности, а именно, почему перестал крутить. Суть этой причины состоит или в разряженной, или уже в неисправной батареи. Если стартер не крутит и даже не щелкает, то рекомендуется проверить АкБ при помощи другого рода нагрузок, к примеру, включить фары. Также контакты в АкБ обязательно должны быть хорошо затянуты и ни при каких обстоятельствах не окислены. Иначе неполадки могут перерасти в проблемы гораздо более масштабные, а этого никому не нужно.

Вторая причина – реле. Тут дело может заключаться не только в неисправности этого элемента, но также в управляющем кабеле. Установить точно нетрудно, для этого следует лишь на управляющую клемму стартера (к нему подключен наименьшего сечения кабель) подать питания плюсового значения. В случае, если стартер снова начал крутить, то причина заключалась в проводке, реле или же замке зажигания.


Третья причина – плохие контакты. При этом необходимо тщательно проверить все соединения, особенно в случае с силовым кабелем. Основная суть данной неисправности заключается в том, что стартеру свойственно потребление довольно высокого уровня тока от аккумуляторы – около 200 А. А если где-либо присутствует недостаточный контакт, из базовых 200 к нему может поступать намного меньше. Как правило, этого будет достаточно для осуществления работы втягивающим реле, но никак для того, чтобы произвести запуск двигателя. В этом случае также может происходить серия характерных щелчков.

Четвертая причина – неисправность самого стартера. Так как данное устройство включает в себя несколько элементов, то и причины прекращения его работы могут заключаться в них. Это, прежде всего, втягивающее реле, щеточный узел, а также обмотки. Как правило, такого рода проблемы устранить без демонтажа узла невозможно. Но попробовать наверняка выяснить причину можно.

Для первой проверки понадобится отвертка или гаечный ключ, при помощи которого удастся замкнуть два клемма, причем сделать это надежно, не касаясь корпуса и на небольшой промежуток времени. Если после осуществления этих операций стартер начал вращаться (он может делать это и с треском), то дело наверняка в реле.

Симптомы неисправности щеточного узла и обмоток аналогичны. Если втягивающее реле не щелкает, а стартер не пускается на «прямую», то дело может заключаться в поломке именно этих элементов. А неисправность обмоток еще может выдать из запах и цвет. Но снова-таки – все станет известно максимально конкретно после его разборки.

Варианты решения проблемы

В зависимости от ранее описанных проблем, связанные с неполадками стартера, можно выделить следующие решения:


При полном же отсутствии напряжения неисправность может заключаться в ключе зажигания. В таком случае к оголенному проводу напрямую от клеммы с плюсовым значением нужно подвести напряжение, и если получится, то остается только сменить ключ. Данная проблема является наиболее элементарной, и поэтому при ее первом успешном решении свойств к повторению иметь она не будет.


Напоследок стоит напомнить, что производить все проверки неисправности необходимо в том случае, если КПП авто пребывает в положении нейтрального типа. В противном случае машина может начать двигаться, и тогда, вполне возможно, помимо проблем со стартером появится еще множество других. Так что следите за своим автомобилем и его безопасностью, и тогда он отплатит тем же.

Видео “Замена втягивающего реле стартера”

На записи показано, как можно провести замену втягивающего реле в домашних условиях.

Владельцы автомобилей нередко сталкиваются с неприятной ситуацией: после поворота ключа в замке зажигания слышно как щёлкает стартер, но он не крутит. Двигатель не заводится. И дело, как правило, не в аккумуляторе или в отсутствии топлива в бензобаке. Без нормально работающего стартера дальнейшая эксплуатация транспортного средства невозможна. Причин, почему он издаёт щелчки и не крутит, может быть несколько: от простых проблем с контактами до серьёзных поломок в системе запуска. Внешних признаков неполадки тоже бывает множество.

Почему стартер щёлкает, но не крутит

Составные части стартера на примере ВАЗ 2114

Водители-новички часто заблуждаются, думая, что щелчки издаёт реле стартера. Но на самом деле источник звуков - это втягивающее устройство, которое приводит в сцепление рабочую шестерню бендикса с венцом маховика двигателя и обеспечивает его запуск.

На заметку: звук, который выдаёт втягивающее реле, практически не слышно. Ошибка многих начинающих автолюбителей в том, что они грешат именно на этот прибор. Если реле неисправно, то и стартер машины не будет работать.

Если слышно несколько щелчков

Опытные водители по характеру щелчков могут определить, где конкретно есть неисправность. Если при повороте ключа зажигания слышны несколько щелчков, то следует искать неполадку в:

  • тяговом реле, подающее напряжение на стартер;
  • плохом контакте между реле и стартером;
  • недостаточном контакте массы;
  • других контактах стартера, плохо прилегающих друг к другу.

Исправная работа системы запуска мотора зависит от нормального функционирования каждой составляющей. И не имеет значение, на каком автомобиле вы ездите: Приора или Калина, Форд, Нексия или другая иномарка. Поэтому сначала надо проверить электрические соединения, начиная от клем автомобильного аккумулятора до контактов стартера. Часто это помогает запустить двигатель, добраться до ближайшей станции техобслуживания и провести более детальную диагностику системы запуска.

Слышен один щелчок

Мощный щелчок и незапуск мотора указывает на проблему в стартере. Сам звук говорит о том, что тяговое устройство работает и к нему идёт электрический ток. Но сила заряда, поступающего на втягивающее устройство, недостаточная для запуска двигателя.

Следует попытаться несколько раз (2–3) с интервалом 10–20 секунд завести мотор. Если попытки будут неудачными, то возможны такие причины:

  • втулки и внутренние щётки стартера сильно изношены и подлежат замене;
  • есть замыкание или обрыв обмотки внутри агрегата;
  • подгоревшие контакты силового кабеля;
  • втягивающее устройство вышло из строя и блокирует запуск;
  • проблемы с бендиксом.

Неисправный бендикс - одна из неполадок

Зубья бендикса могут быть повреждены и мешают нормальному запуску стартера

Важную роль в запуске ДВС (двигатель внутреннего сгорания) играет бендикс. Он входит в состав пусковой системы и расположен в стартере. Если бендикс деформирован, то старт двигателя будет затруднён. Вот две частые неисправности бендикса: повреждение зубьев рабочей шестерни, поломка вилки привода.

Втягивающее и бендикс связаны между собой вилкой. Если в момент включения не происходит полное втягивание, то зубья не будут входить в сцепление с маховиком. В этом случае мотор не запускается.

Когда двигатель заводится со второго или третьего раза, то не стоит откладывать визит к автомобильному мастеру по обслуживанию транспортного средства. Однажды вы не сможете завести свой автомобиль, придётся искать другие способы для запуска двигателя.

Как устранить причины проблем с запуском двигателя машины

Покупка новенького стартера не всегда оправдана. Старый агрегат способен послужить ещё долгое время. Достаточно провести квалифицированную диагностику и заменить неисправные внутренние детали: втулки, щётки.

Если доставить неисправный автомобиль на СТО не представляется возможным, то необходимо снять неисправную деталь и отвезти его мастеру. Только квалифицированная диагностика на специальном оборудовании может выявить точную неисправность. Ремонт внутренних деталей намного дешевле, чем покупка новой детали.

Обычно ремонт не занимает много времени. Все зависит от загруженности мастера по ремонту и наличия необходимых запасных частей. Лучше обратиться на сервис, который специализируется на ремонте электрооборудования для автомобилей. При благоприятном стечении обстоятельств вы уже на следующий день сможете сесть за руль своего автомобиля.

Устранение неполадок на примере ВАЗ 2110: видео

Подробнее об исправлении проблем на ВАЗ:

  • модель ,
  • модель .

Если стартер щелкает и не крутит, то не стоит впадать в панику. Проверьте контакты и электрические соединение на аккумуляторе, стартере, реле, массу на кузове. Помните, что 90% неисправностей таятся в плохом контакте. Повторите попытку запуска, с интервалом 15–20 секунд. В случае удачи, рекомендуется побыстрее ехать на сервисную станцию для проведения диагностики. Если завести автомобиль естественным образом не удалось, то попробуйте другие способы запуска. Или если вы уверены в своих силах, займитесь самостоятельным демонтажем, чтобы потом доставить деталь в ремонтную мастерскую.